Размер:
Цвет:
Флаг автономного округа-Югры

В Югре обсудили реализацию комплекса мер по повышению качества образования детей из числа коренных народов

26 декабря 2018 11:05

В Ханты-Мансийске состоялось заседание научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных народов Севера Югры.

В рамках мероприятия стороны обсудили работу центральной психолого-медико-педагогической комиссии региона (ПМПК) с детьми из числа коренных малочисленных народов.

По словам заведующей центра психолого-педагогической помощи и сопровождения института развития образования Югры Ирины Журавлевой, в настоящее время существующая в регионе практика деятельности ПМПК представляет собой многоуровневую систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, включающую: психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций; психолого-медико-педагогические комиссии муниципального уровня; центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Югры.

«Одним из направлений деятельности комиссии является проведение комплексного диагностического обследования детей, по результатам которого ПМПК устанавливает или не устанавливает статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», а также определяет образовательную программу и форму обучения, специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, в том числе и для детей коренных малочисленных народов Севера», - рассказала Ирина Журавлева.

Она отметила, что по состоянию на 1 января 2017 в Югре был зарегистрирован 721 ребенок с ОВЗ из числа КМНС, что составляет 4,5% от общего числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов в округе.

Участники заседания также обсудили реализацию комплекса мер по повышению качества образования и условий проживания детей в общеобразовательных организациях (интернат), расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера.

Как рассказал заместитель директора по учебно-методической работе института развития образования Сергей Слинкин, в 2017 году был разработан проект концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов. Сделано это с целью создания этнокультурной системы образования, обеспечивающей общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, ориентированное на сохранение национальной самобытности, традиционного образа жизни, формирование гражданско-национальной идентичности, культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера.

Предложения в проект были внесены с учетом мнений членов совета представителей коренных малочисленных народов Севера при правительстве автономного округа, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций.

«Концепция может стать организационной основой повышения доступности образования этнокультурной направленности для коренных малочисленных народов Севера Югры и ориентиром для формирования нового системного регионального подхода к обучению различных возрастных групп коренного населения», - отметил Сергей Слинкин.

Так, в соответствии с документом, в августе 2017 года была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие этнокультурного пространства Югры: актуальные задачи и эффективные практики» в Березовском районе с выездной практической сессией в деревню Нижние Нарыкары Октябрьского района. В конференции приняли участие более 90 человек.

«Конференция проведена с целью обсуждения актуальных вопросов развития этнокультурного образовательного пространства в Югре и создания условий реализации инновационных образовательных проектов и программ в сфере этнокультурного образования. Результатом работы стало формирование предложений в адрес органов власти автономного округа и образовательных организаций как основы системных управленческих решений в ходе дальнейшей реализации действующих приоритетных проектов», - акцентировал внимание Сергей Слинкин.

Кроме того, институтом развития образования был проведен анализ основной образовательной программы образовательных организаций, имеющих интернат, на соответствие духовно-нравственным и социокультурным ценностям коренных малочисленных народов, а также диагностика воспитанников и их родителей по психологической удовлетворенности качеством образования и качеством условий проживания детей в интернатах.

Заместитель директора по учебно-методической работе института отметил, что, резюмируя результаты анализа основных образовательных программ, можно констатировать, что в большинстве образовательных организаций предметы, курсы, модули, включающие этнокультурную составляющую, в том числе преподавание родного языка, реализуется через вариативную часть, формируемую участниками образовательной деятельности, и внеурочную деятельность. По итогам анализа подготовлены методические рекомендации по реализации этнокультурной составляющей в рамках основной образовательной программы дошкольного образования и общеобразовательной программы основного общего образования.

В диагностике воспитанников и их родителей по психологической удовлетворенности качеством образования и условий проживания в интернатах приняли участие 109 воспитанников из 14 общеобразовательных организаций, расположенных в 5 муниципальных образованиях, и 56 респондентов-родителей.

«Данные опроса родителей и обучающихся позволяют констатировать, что в целом респонденты удовлетворены условиями проживания, соблюдениями режима дня в интернате, медицинским обслуживанием. Питание, по мнению родителей и воспитанников, является рациональным и сбалансированным. Система учета этнокультурных особенностей и потребностей детей из числа коренных народов в урочной, внеурочной деятельности в школе, в организациях дополнительного образования полностью удовлетворяет респондентов», - обратил внимание Сергей Слинкин.

В октябре 2018 года был проведен конкурс программ среди образовательных организаций, имеющих интернат, по созданию комфортных условий проживания для детей коренных малочисленных народов Севера. В нем приняли участие 7 образовательных организаций, которые представили 10 программ. По словам специалистов, конкурсные материалы актуальны и могут служить механизмом формирования комфортной среды для воспитанников интерната и способствовать их социализации.



Возврат к списку