Размер:
Цвет:
Флаг автономного округа-Югры

Журнал «Эксперт» Опорный край державы

02.12.2012

Журнал «Эксперт» Опорный край державы

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра укрепляет позиции инвестиционного лидера России и одного из главных доноров федерального бюджета

Баженовская свита, ачимовская толща, тюменская свита — все эти термины мало что говорят обычному россиянину. Но большинство взрослых жителей нашей страны знают, что уровень благосостояния России напрямую зависит от объемов добычи нефти и газа. И это действительно так. За семь месяцев этого года на территории главного нефтедобывающего региона, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, было собрано 982 млрд рублей налогов и сборов, из которых 138 млрд поступили в консолидированный бюджет автономного округа и 844 млрд — в федеральный бюджет. Таким образом, округ за это время обеспечил почти 30% суммарных поступлений в федеральный бюджет всех регионов России.

Однако добывать нефть в Югре с каждым годом становится все сложнее и дороже. Тем не менее, по информации Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В. И. Шпильмана, буровые работы в нефтедобыче Югры выросли по итогам первого полугодия 2012 года на 6,3% — до 6,9 млн метров. Нефтяники забуриваются в том числе и в Баженовскую свиту, и в другие нефтяные пласты. Сегодня, считает губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова, важно наладить максимально эффективное взаимодействие между федеральным центром, окружными властями и нефтяными компаниями, чтобы вдохнуть в нефтедобычу Югры вторую жизнь.

 

Путь к следующим 10 миллиардам

— 2012 год для Югры знаменателен —

нефтяники округа добыли десятимиллиардную тонну нефти. Что значит это событие для экономики территории и всей России?

— Это серьезная веха в промышленной истории нашей страны и крайне редкое по мировым меркам явление. Полвека потребовалось нашему автономному округу, чтобы трудом нескольких поколений югорчан добиться такого результата. Уже несколько десятилетий мы обеспечиваем более половины всей нефтедобычи России. Все эти годы Югра достойно несет ответственность за энергетическую безопасность страны, за стабильность бюджетной системы Российской Федерации и промышленно-экономический рост в ключевых отраслях.

Путь к этой планке был трудным: суровые природные условия, бытовая неустроенность, нехватка рабочих рук. Сегодня Югра стала другой. И условия добычи нефти тоже изменились. Очевидно, что следующие 10 миллиардов тонн нам предстоит добывать, решая новые технологические, организационные и экологические задачи. На совещании 7 сентября с руководителями крупнейших нефтяных компаний, которое условно получило название «Совет директоров Югры», мы обсуждали меры по реализации в этих условиях нашей базовой цели. Она состоит в стабилизации добычи нефти в объемах, адекватных потребностям страны и необходимых для поддержания устойчивого социально-экономического развития Югры.

Для этого мы определили ряд первоочередных задач. Во-первых, развитие методов, позволяющих увеличить нефтеотдачу, и технологий, уменьшающих обводненность. Это глобальная отраслевая задача, актуальная для страны в целом.

При этом, объективно, добыча каждой последующей тонны нефти потребует больших трудозатрат, как количественных, так и качественных. Поэтому на первое место выходит задача повышения качества человеческого капитала. Его удержание на территории региона требует не только высокого уровня жизни, выраженного в доходах, но и лучших условий для жизни. Это — стратегическая задача и предмет социального партнерства всех уровней власти и бизнеса. В Югре такая работа настроена. Мы намерены и в дальнейшем качественно развивать эти отношения. Цель у нас с бизнесом в этом деле общая — сделать все, чтобы накопленный опыт и человеческий потенциал оставался в Югре.

—В сентябре на заседании правительственной комиссии по вопросам ТЭКа было принято решение создать дополнительные условия для освоения труднодоступных нефтяных месторождений. Обсуждался этот вопрос и на «Совете директоров Югры» 7 сентября. Многие уже говорят, что черезполтора десятка лет из Баженовской свиты будет ежегодно добываться по 80 миллионов тонн нефти. Насколько обоснованы эти заявления? И удалось ли властям округа в этом году найти новые рычаги, которые могут вдохнуть вторую жизнь в нефтедобычуЮгры?

— Потенциал разработки трудноизвлекаемых запасов сложно переоценить. Достаточно сказать, что в общей структуре сырьевой базы региона их доля оценивается специалистами в 67 процентов. Вовлечение этих запасов в промышленный оборот — стратегическая задача. Речь идет о запасах ачимовской толщи, тюменской и баженовской свит, где извлекаемые ресурсы нефти в пластах Югры составляют более трех миллиардов тонн. При этом геологические ресурсы баженовско-абалакского комплекса оцениваются специалистами в 11 миллиардов тонн нефти. Такой потенциал нужно реализовывать. Наши аргументы и предложения по созданию благоприятных условий для бизнеса в этом вопросе были услышаны на федеральном уровне. Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил подготовить пакет соответствующих документов по стимулированию разработки трудноизвлекаемых запасов нефти.

Принято распоряжение правительства, которое классифицирует проекты по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти. Этот документ предусматривает различные варианты снижения ставок налога на добычу полезных ископаемых для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Предполагается, что оставшиеся средства в результате применения налоговых льгот нефтяники смогут направить на реализацию новых инвестиционных проектов в этой сфере. Это первый, но базовый шаг.

По оценкам экспертов, при существующей базе налоговых преференций к 2020 году объемы добычи нефти баженовской свиты составят 2,5 миллиона тонн, но при введении дополнительных налоговых льгот, параметры которых сегодня обсуждаются, эти объемы можно кратно увеличить до 20–30 миллионов тонн годовой добычи. Думаю, движение навстречу нефтяникам в этом вопросе является стратегическим интересом всего российского общества.

Выбор приоритетов

— Основу жизни округа — добычу нефти — определяют пять крупных нефтяных компаний. Плюс «Сибур» как главный собиратель попутного нефтяного газа. Какие взаимоотношения сложились между ними и администрацией округа?

— Конструктивные, партнерские отношения. Объективное падение добычи нефти в Югре стало серьезным вызовом и для нефтяников, и для региона. Требовались стратегические изменения для развития нефтяного сектора. В первую очередь в сторону усиления геологоразведки и создания условий для освоения трудноизвлекаемых запасов, для введения в разработку новых месторождений. Такие масштабные задачи можно было решать только всем миром, договорившись. Чтобы такое сотрудничество было системным и эффективным, помимо персональных контактов созданы специальные, постоянно действующие площадки, в том числе такие, как уже упомянутый выше «Совет директоров Югры». Многие принятые в этом формате решения реализованы не только на региональном уровне, но и имеют далекоидущие стратегические последствия для России в целом.

Если говорить о традиционных форматах взаимодействия с предприятиями ТЭКа, в этом году, к примеру, только по соглашениям о социально-экономическом сотрудничестве нефтяники инвестируют в социалку округа свыше шести миллиардов рублей, что является абсолютным рекордом. Такое возможно только при очень тесном партнерстве.

— Проект стратегии развития региона до 2030 года предполагает, что Югра и дальше будет специализироваться на добыче нефти, вступая в конкуренцию с другими регионами только в сфере деревообработки ,рыболовства и туризма. Почему такая концентрация на нефтедобыче? Насколько для экономики региона значима такая сфера, как добыча попутного нефтяного газа и газохимия?

— Да, вы правы, нефтяная компетенция действительно останется значимой для Югры как минимум в ближайшие сто лет. У нефтяных компаний есть и лицензии на добычу нефти на территории Югры сроком до 2099 года. А если добавить к этому прогнозы специалистов, которые оценивают извлекаемые ресурсы Югры в объеме примерно 20 миллиардов тонн нефти, и учесть, что первые 10 миллиардов мы осваивали почти полвека, то еще как минимум два раза по 10 миллиардов тонн могут быть разведаны и извлечены из недр Югры в будущем. Вот вам и столетняя занятость.

При этом у нас хорошо отлажена нефтегазовая и транспортная инфраструктура, работают и готовятся высококвалифицированные кадры. Югра — зарекомендовавшая себя в мире территория с ярко выраженной нефтяной компетенцией. Такой набор возможностей уникален для России. Но именно он и необходим, когда встают вопросы, где вести разведку, где будет наибольшая социально-экономическая отдача от вложений.

Одновременно не стоит забывать и о том, что Югра — второй регион России и по ресурсам газа. В автономном округе локализован значительный объем текущих запасов попутного нефтяного газа, достигающий 40 процентов от российских объемов. Я уже говорила, что эксперты оценивают извлекаемые нефтяные ресурсы округа в 20 миллиардов тонн нефти. Если сопоставить эти прогнозы с фактическим газовым фактором по Югре за 2011 год, то вместе с нефтью можно будет добыть в будущем более 2,5 триллиона кубометров попутного нефтяного газа. Потенциал, думаю, более чем убедительный.

Если оценивать его текущую реализацию вместе с добычей свободного газа, то в 2011 году в Югре добыто 36,7 миллиарда кубометров газа, что составляет 5,5 процента всей добычи страны. По оценкам специалистов, в дальнейшем ввод в эксплуатацию месторождений нераспределенного фонда недр поможет поддержать объем добычи газа на уровне 31–35 миллиардов кубометров вплоть до 2023–2026 годов. Стратегически наши запасы и наличие рядом газового Ямала создают благоприятные условия для развития в Югре газовой промышленности. Ей мы уделяем особое внимание, в том числе и по экологическим причинам.

К концу 2012 года по уровню использования ПНГ мы планируем выйти на уровень 89 процентов. Работа в этом направлении — это строительство новых мини-ГПЗ, развитие нефтегазохимии, применение на месторождениях инновационных установок на базе технологии мини-GTL с переработкой ПНГ в синтетическую нефть и ряд других, уже реализующихся сегодня проектов.

Отмечу, что наша совместная работа с нефтяными компаниями в этом направлении, поддержанная федеральными решениями, получает положительную оценку и жителей региона, и международных экспертов. Так, в октябре этого года в Лондоне, на глобальном форуме по снижению объемов сжигания ПНГ правительству Югры была вручена награда Всемирного банка в номинации «Программы органов власти — за успешную реализацию региональной программы по рациональному использованию попутного нефтяного газа».

В реализации нашего газового потенциала, наряду с экономикой и экологией, есть и значительный социальный эффект. Во-первых, в виде газификации наших населенных пунктов, в том числе с использованием попутного газа и сжиженного природного газа. Во-вторых, в виде расширения сети газовых заправок, что поможет, помимо прочих преимуществ, сократить и транспортные расходы.

А в целом в разрабатываемой сегодня стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года мы делаем ставку и на развитие электроэнергетики, горнорудного и нефтегазохимического, лесопромышленного и рекреационного кластеров. В инвестиционном портфеле Югры сегодня 72 проекта на 640 миллиардов рублей. Все это — точки роста экономики Югры в обозримой и долгосрочной перспективе.

Главная забота — жилье

— Насколько сбалансированным будет бюджет региона до 2015 года? Каковы приоритеты его расходной части?

— Опора на устойчивую и максимально сбалансированную бюджетную политику остается одним из наших главных ориентиров. Бюджет на 2013 год и на последующие два года сформирован без дефицита, а объем резервного фонда на этот же период будет поддерживаться на уровне 13 миллиардов рублей. Такой подход призван минимизировать нашу восприимчивость к внешним экономическим встряскам и колебаниям. Впервые на 95 процентов бюджет сформирован как программно-целевой. Мы решили апробировать механизм перехода на программный бюджет еще до принятия соответствующих изменений в бюджетном законодательстве. Это практика, при которой эффективность и достижение социально значимых результатов каждого бюджетного рубля становятся во главе угла, что является для нас приоритетом в финансовой политике.

Наши социальные обязательства будут профинансированы в полном объеме. Предусмотрены ресурсы и на регулярную индексацию таких выплат. Речь идет о фондах оплаты труда и стипендиальном фонде, мерах социальной поддержки, повышении размера реальной заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с майскими указами президента Российской Федерации.

Поставленные президентом страны задачи по повышению средней заработной платы отдельных категорий работников, оказывающих услуги в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, для нас приоритетны и будут в полном объеме реализовываться как на региональном, так и на муниципальном уровнях. На эти цели в бюджете автономного округа предусматриваются необходимые средства в объеме 11 миллиардов рублей на 2013 год, почти 13 миллиардов — на 2014-й и чуть более 15 миллиардов — на 2015-й. Ставка на развитие человеческого капитала и создание лучших условий для жизни будет закреплена и в структуре распределения бюджетных вложений. Три главных кита — здравоохранение, образование и социальная политика — за три года нарастят свою долю в общей массе бюджетных расходов с 67,8 до 73,5 процента.

—Что удалось сделать в прошедшие два года по решению жилищной проблемы жителей округа, в том числе по их переселению из балков и вагончиков, аварийного и ветхого жилья? Каково будущее в этой сфере?

— Задача по ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда — серьезный вызов для бюджета. В соответствии с указом президента мы должны создать для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет. Применительно к аварийному и ветхому жилью это означает, что существующие два миллиона квадратных метров такого жилья в Югре за 15 лет должны быть полностью ликвидированы. Для этого ежегодно нужно сносить около 135 тысяч квадратных метров. В этом году мы впервые планируем ликвидировать 147,7 тысячи квадратных метров.

Что касается балков, то в них проживают более 10 тысяч семей, а сам фонд насчитывает 9 тысяч таких строений. На первом этапе мы занимались точечным расселением проживающих в таких строениях югорчан. С 2012 года запустили механизм по решению этого вопроса уже в масштабе целых балочных массивов — с помощью софинансирования адресных программ муниципальных образований по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений. В текущем году более 1,3 миллиарда рублей перечислены в города и районы региона для решения балочного вопроса. В течение полутора лет планируется расселить около 900 семей. Для Западной Сибири это существенные изменения в балочном вопросе, и мы намерены наращивать темпы его решения по мере готовности соответствующих муниципальных проектов и создания необходимого жилого фонда.

В целом за период реализации окружной целевой программы «Улучшение жилищных условий населения автономного округа», которая стартовала в 2011 году, с помощью предусмотренных в ней мер поддержки решить жилищный вопрос смогли почти 23,4 тысячи семей, а финансирование программы за счет всех источников на 2011 и 2012 годы составило 67 миллиардов рублей. При этом и на ближайшие три года самым крупным и финансово емким приоритетным национальным проектом, реализуемым в Югре, останется улучшение жилищных условий югорчан. Депутаты Думы автономного округа поддержали наше предложение, чтобы дополнительно к заложенным в жилищных программах средствам направлять не менее 50 процентов возможного профицита окружного бюджета на улучшение жилищных условий населения.

В целом в регионе по восходящей развивается строительный сектор, ведется мощное жилищное строительство. Емкость этого рынка в автономном округе на восемь лет — более 400 миллиардов рублей. Уже сегодня есть спрос на наращивание возможностей строительного рынка. Прежде всего востребовано высокого качества энергоэффективное жилье по доступной цене. Впереди большие возможности, и мы готовы принимать и поддерживать эффективные и самые современные в этом секторе производства.

 

 

http://expert.ru/expert/2012/48/opornyij-kraj-derzhavyi/


Возврат к списку