Размер:
Цвет:
Флаг автономного округа-Югры

Проект Концепции развития правового просвещения

ПРОЕКТ

Концепция
развития правового просвещения граждан, проживающих
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

1. Общие положения


Настоящая Концепция развития правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение государственной политики в сфере развития правовой грамотности, повышения правосознания граждан и направлена на консолидацию усилий различных органов государственной власти (федеральных и региональных), органов местного самоуправления, правозащитных институтов, профессиональных юридических сообществ, общественных объединений юристов, всех структур гражданского общества в формировании правовых знаний, повышении правовой культуры и правосознания граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ, Югра).
Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и правовое воспитание граждан должны быть одними из приоритетных направлений в работе различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц независимо от сферы деятельности.
Правовую основу Концепции составляют нормативные правовые акты федерального и регионального значения, перечисленные в приложении 1 к настоящей Концепции.
Для целей настоящей Концепции используются понятия, определения которых приводятся в приложении 2 к настоящей Концепции.
Актуальным является разработка комплекса мероприятий по реализации Концепции по развитию правового просвещения в 2018 году – это год 70-летия принятия Всеобщей декларации прав человека, 25-летия принятия Конституции Российской Федерации – основного закона нашего государства, год реализации граждан Российской Федерации своих избирательных прав на выборах Президента Российской Федерации, Год добровольца (волонтера) в России, а для югорчан это еще и Год гражданского согласия.
Эти события позволят разнообразить формы работы по реализации основных положений Концепции.

2. Предпосылки развития правового просвещения


Положения настоящей Концепции сформулированы с учетом значимости правового просвещения граждан, отмеченной в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных 28.04.2011 № Пр-1168 Президентом Российской Федерации (далее также – Основы).
О расширении системы правового просвещения говорится и в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460.
Согласно пункту 5 указанных Основ, федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан также указывается, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания оказывают влияние следующие факторы:
характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению;
доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения;
строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизнедеятельности, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
Реализация государственной политики по развитию правовой грамотности и правосознания граждан – сложная и многогранная работа.
Реализация мер, предусмотренных Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, а также настоящей Концепцией, должна стать неотъемлемой частью государственной политики различных органов власти (федеральных, региональных, муниципальных) в правовом просвещении населения автономного округа с учетом особенностей региона и запросам населения.
Правовые, организационные и экономические основы просветительской деятельности, принципы государственной политики в данной сфере, общие правила функционирования системы правового просвещения, а также правовое положение и взаимоотношения участников просветительской деятельности нашли свое отражение в Модельном законе о просветительской деятельности, принятым на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в городе Санкт-Петербурге 20 мая 2016 года, Постановление № 44-11.
О необходимости формирования правовой культуры и правового просвещения граждан указано в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 10 сентября 2008 года № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», где, в частности, подчеркнуто, что фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес. В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания и просвещения населения. Работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами государственной власти и общественными объединениями, средствами массовой информации, с учетом состояния законности и правопорядка, а также целевой аудитории.
О целесообразности активизации правового просвещения населения автономного округа, системном информировании граждан о правовых возможностях реализации их конституционных прав указывалось в докладах Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в 2015 – 2017 годах.
Эти убеждения построены также и на изучении причин обращений граждан, поступающих как к региональному, так и к федеральному Уполномоченному по правам человека, в том числе на встречах Уполномоченного с руководителями (представителями) общественных организаций, представляющих интересы различных категорий граждан (инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, ветеранов боевых действий, комитетов солдатских матерей), а также с работниками трудовых коллективах, в молодежной среде, где поступают запросы граждан на проведение дополнительной правопросветительской работы по реализации конституционных прав человека. Отмечается, что более чем у половины граждан, обратившихся к Уполномоченному, конституционные права не были нарушены, а граждане нуждались в своевременных разъяснениях норм законодательства и законных путях реализации их прав. Как правило, это касается обращений по вопросам реализации социально-экономических прав (жилищных, прав на услуги жилищно-коммунального комплекса, прав на социальную поддержку и медицинское обеспечение, занятость, трудовые права и на защиту прав в специальных органах власти).
И, напротив, отмечаются случаи, когда права граждан нарушались
из-за низкого уровня правовых знаний или правосознания человека, чем зачастую пользуются недобросовестные работодатели, риэлторы, мелкие фонды микрофинансирования и другие, а восстановить нарушенные права практически невозможно даже в судебном порядке.
Одна из основных целей правового просвещения состоит в повышении осведомленности граждан, в том числе и несовершеннолетних, о правах и свободах, гарантированных им законодательством Российской Федерации, региональным законодательством, а также механизмах защиты и восстановления нарушенных прав. Следует признать, что данное направление находится, фактически, в начале пути.
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации также отмечается, что правовое просвещение в России по-прежнему остается одной из важных, но слабо реализованных составляющих развития гражданского общества и требует комплексного подхода. Интенсивное обновление законодательства, невысокий общий уровень правовой грамотности и неумение на практике отстаивать свои интересы зачастую приводят к непоправимым либо трагическим последствиям.
В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год отмечается, что в формировании правовой культуры ключевая роль принадлежит системе образования всех видов и уровней. От качества и степени интеграции образования в области прав человека в системы общего и высшего образования во многом зависит итоговая результативность политики правового просвещения.
В июле 2017 года Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка также выступил за правовое
просвещение детей в детских сиротских учреждениях (подробнее: https://www.pnp.ru/social/kuznecova-vystupila-za-pravovoe-prosveshhenie-v-sirotskikhuchrezhdeniyakh.....
В августе 2017 года на информационном портале газеты «Известия» была опубликована статья известного адвоката, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека; члена Общественной палаты Российской Федерации; председателя Центрального совета Общероссийского общественного движения «Гражданское общество» Анатолия Кучерены «Правовой нигилизм и инфантилизм». В статье прямо говорится о катастрофической отсталости российского общества по уровню правосознания граждан (подробнее:https://iz.ru/635127/pravovoinigilizm-i-pravovoi-infatilizm).
Актуальность создания эффективной системы правового просвещения отметила депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева в ходе ежегодного доклада в Госдуме Уполномоченного по правам человека в 2017 году.
Окунева отметила, что вопрос воспитания осознанного уважения к правам человека через правовое просвещение чрезвычайно актуален, так как распространены случаи нарушения прав граждан именно из-за того, что они сами не знают об изменениях законодательства, а ведомства не информируют граждан и организации об их правах. «Динамичное обновление законодательства выдвигает на передний план задачу повышения правового просвещения, правовой информированности граждан», - отметила парламентарий (подробнее: https://www.pnp.ru/politics/v-rossii-mogut-sozdatobshhegosudarstvennuyu-sistemu-pravovogo-prosveshhe....
В большей степени низкий уровень правовых знаний, культуры и правового нигилизма характерен для молодежной среды.
Распространение правового нигилизма среди молодежи во многом вытекает из ее правовой некомпетентности. Молодое поколение зачастую не знает о своих правах, о возможности их реализации и об ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому в современном российском обществе имеют место такие явления, как незнание и игнорирование законов молодыми людьми, негативное отношение к власти, неверие в справедливость правосудия, отсутствие неприятия любых правонарушений и правовой нигилизм в молодежной среде.
Наибольшая пассивность молодых людей отмечается в реализации своих политических (избирательных) прав, а это означает, что при правовом просвещении молодежи следует уделять особое внимание активизации политического права молодежи, очень важно довести до сознания каждого молодого гражданина понимание его конституционного права причастности к процессам управления в стране, регионе, результат которых во многом зависит от волеизъявления, активности и ответственности самого человека.
О необходимости активизировать избирательное право и общественно-политическую деятельность молодежи говорила Губернатор Югры Наталья Комарова на встрече с молодежью в Нижневартовском государственном университете 24 января 2018 года, а участникам просветительского проекта «Лига молодых парламентариев», представленного педагогами Ханты-Мансийского района на муниципальном этапе Гражданского форума общественного согласия в д. Шапша Ханты-Мансийском районе, Губернатор автономного округа предложила активно вовлекать в мероприятия правовой направленности не только учащихся, но и их родителей.
В целях привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма, особенно среди подрастающего поколения, молодежи, с учетом состояния законности и правопорядка, потребности целевых групп граждан в повышении правовой грамотности Концепцией предлагается максимально использовать имеющийся потенциал различных учреждений и органов власти во взаимодействии с общественными объединениями, средствами массовой информации в организации систематического правового просвещения и повышения уровня правосознания населения.
И здесь недостаточно только мер, направленных на организацию бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2011 № 113-оз "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Известно, что правом бесплатной юридической помощи могут воспользоваться не все категории граждане и только по определенному кругу вопросов.
Чаще всего к бесплатной юридической помощи граждане обращаются уже при сложившейся сложной жизненной ситуации, случившихся обстоятельствах, нарушающих их права и свободы.
Проблема низкого уровня юридической грамотности и наличие правового нигилизма в обществе возникает неизбежно в том случае, если граждане не имеют возможности реализовать свое право на получение квалифицированной юридической помощи до наступления обстоятельств, указывающих на нарушение прав человека, имеющего права на получение бесплатной юридической помощи.
В качестве меры государственной политики в области повышения правовой грамотности Основы закрепляют необходимость обеспечения доступности всем слоям населения юридических услуг.
А это означает, что работу по повышению правовой грамотности, правовой культуры и правосознания граждан необходимо проводить систематически и целенаправленно.
К сожалению, имеющиеся информационные ресурсы недостаточно отражают потребность населения в социально-правовых знаниях, необходимых им для реализации конституционных прав. Необходимы дополнительные формы просветительской деятельности, которые могли бы способствовать не только получению гражданами правовых знаний, но и формированию у человека высокого уровня правовой культуры и правосознания.
Для реализации мероприятий по правовому просвещению особенно важным становится преодоление разрыва между властью и населением, особенно молодежью, что может быть достигнуто через расширение конкретной практической работы, через создание независимой действующей системы социологического мониторинга состояния населения, в целом, и молодежи, в частности, в вопросах формирования правовой грамотности, правовой культуры и правосознания граждан.
Необходим механизм взаимодействия всех участников, в результате которого предполагается:
- создание единой системы качественного правового просвещения населения в Югре;
- анализ и (при необходимости) модернизация существующих форм правового просвещения и создание дополнительных механизмов распространения правовых знаний в автономном округе (муниципальных районах и городских округах);
- информирование граждан о способах и возможностях защиты своих прав и законных интересов посредством существующих правовых механизмов;
- расширение доступа к официальной правовой информации граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в том числе жителей сельской местности, коренных малочисленных народов Севера (далее также - КМНС), ведущих традиционный образ жизни в территориях природопользования;
- разработка и внедрение дополнительных образовательных программ правовой тематики;
- включение в программы учебных курсов средних профессиональных и высших учебных заведений дисциплин (факультативов) бизнес-правовой тематики;
- проведение различных мероприятий, направленных на повышение правовой культуры и правовой активности молодежи;
- обеспечение взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде юридических знаний;
- реализация мобилизационных просветительских проектов: открытых правовых школ для гражданских активистов, руководителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, разработка и распространение адресных правовых путеводителей;
- вовлечение молодого поколения в разработку и реализацию правопросветительских и правозащитных проектов;
- развитие негосударственных форм, применяемых для формирования правовой грамотности и правосознания граждан, для повышения информированности по правовым вопросам и оказания юридической помощи гражданам, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе через вовлечение в правопросветительскую проектную деятельность, предусмотренную на федеральном и на региональном уровнях, в том числе, предусмотренную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2012 года № 132-п «О конкурсе проектов по правовому просвещению, повышению правовой грамотности и правосознания граждан, информированию по правовым вопросам и юридической помощи гражданам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Раздел 3. Цели, функции и основные направления развития правового просвещения граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Целью правового просвещения граждан является:
- формирование высокого уровня правовой грамотности, правовой культуры и правовой активности человека через осознание своих прав, реализацию правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, привитие гражданам уважения к закону и преодоление правового нигилизма.
При реализации мероприятий правового просвещения выдвигаются следующие задачи:
- использование административного, научного, правозащитного и культурного потенциала региона в интересах повышения уровня правовой грамотности, правового сознания и правовой культуры населения;
- обеспечение:
активизации деятельности различных органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в области правового просвещения граждан в регионе;
повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в области правового просвещения граждан;
пропаганды и разъяснений необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств;
распространения сведений о деятельности органов государственной власти (федеральных, региональных), органов местного самоуправления и принятых нормативных правовых актах, направленных на обеспечение реализации и защиты конституционных прав и государственных гарантий человека;
- содействие:
адекватному пониманию гражданами своих законных интересов, осведомленности о способах их реализации и защиты, с учетом сложившейся в Российской Федерации и в регионе законодательной базы, а также условий и обстоятельств жизни;
активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, направленных на повышение уровня правовой культуры и правосознания человека через конкретные виды деятельности;
формированию адекватного правового общественного мнения граждан;
- создание условий для правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан, осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты прав и законных интересов человека в административном и судебном порядке, о доступности правозащитных институтов и бесплатной юридической помощи.
В систему правового просвещения целесообразно включить:
- различные органы государственной власти (федеральные, региональные), органы местного самоуправления, парламентарии различных уровней, государственные учреждения и организация с соответствующими целям, задачами и функциями;
- аналитические и исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
- центры и юридические клиники, оказывающие бесплатную правовую помощь;
- просветительские учреждения и организации различных форм собственности, работающие по проектам и программам различной направленности;
- учреждения системы образования;
- учреждения культуры и их объединения;
- государственные и негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь, в том числе в виде правого информирования;
- некоммерческие организации, представляющие (защищающие) законные интересы той или иной категории граждан;
- творческие союзы деятелей культуры;
- профессиональные объединения;
- волонтерские организации;
- средства массовой информации;
- другие заинтересованные сообщества.
Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие специфические по своему содержанию функции:
- информационную – расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую – популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп, формирует понимание гражданами своего права причастности к процессам управления в стране, округе, как непосредственно, так и через своих представителей, выборных должных лиц, путем активизации и реализации своего избирательного права;
- агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, принятых нормативных правовых актах (в том числе государственных целевых программах), направленных на реализацию конституционных прав человека, о просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения;
- консультативную – распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни;
- образовательную – обучает граждан не только знать, но и правильно реализовывать свои права и законные интересы;
- воспитательную – преодоление нигилизма, воспитание в духе патриотизма в части уважения к закону;
- мобилизационную – формирует активную и конструктивную жизненную позицию, волю и способность своими действиями обеспечить реализацию своих прав и законных интересов, реализовать социально-значимые проекты;
- правозащитную – способствует снижению правового нигилизма, формирует социальные навыки законопослушного поведения и инициативных действий в целях защиты правопорядка.
Государственная политика по правовому просвещению должна проводиться как в отношении всего многонационального народа, проживающего на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так и в отношении каждого гражданина – жителя автономного округа, и целевых групп населения, таких как:
- дети, подростки и их родители;
- молодежь, включая обучающихся в средних специальных и высших учебных заведений (студенты), призывников;
- работающее население в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности;
- гражданские активисты; представители религиозных организаций;
- население в сельской местности, в том числе, проживающее в труднодоступной отдаленных населенных пунктах автономного округа, включая коренных малочисленных народов Севера;
- граждане пожилого возраста;
- лица с ограниченными возможностями здоровья, иные социально незащищенные категории граждан (многодетные семьи, граждане из числа детей-сирот, и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, проживающие в учреждениях интернатного типа и др.);
- мигранты и лица без гражданства;
- лица, находящиеся в местах принудительного содержания и (или) готовящиеся к освобождению;
- специальные субъекты, подверженные рискам коррупционных проявлений: госслужащие и муниципальные служащие, работники правоохранительных и контролирующих органов (информирование, обучение правильному реагированию на факты коррупционных проявлений);
- другие категории граждан.

Раздел 4. Формы просветительской деятельности


Для реализации мероприятий Концепции по правовому просвещению населения и просветительской деятельности необходимо и возможно использовать различные формы и виды работы, организованные через:
- Разработку и реализацию просветительских программ.
Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
- целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
- эффективность: возможность получения социальных эффектов посредством реализации программы;
- адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
- достоверность предлагаемых для освоения сведений;
- доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
- научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки, экономики;
- учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
- взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
- взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
- учет региональных и местных особенностей территории, где предполагается реализовать программу.
- Разработку и реализацию просветительских проектов.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и (или) мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития правового просвещения. По характеру замысла и поставленных задач просветительские проекты подразделяются на четыре вида:
- тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
- территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
- проекты, предназначаемые для целевой группы лиц, определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров, для инвалидов и др.);
- мобилизационные проекты, нацеленные на самоорганизацию гражданских активистов для реализации общественно-значимых задач.
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
Организацию и проведение различных просветительских мероприятий как самостоятельно организованных, так и включенных в структуру просветительских программ и проектов, в том числе:
- адаптированные занятия для дошкольников, уроки права для школьников различных учебных классов, правовые школы для учащихся выпускных классов;
- проведение конкурсов рисунков, сочинений, турниров знатоков, отражающих проблемы прав человека и ребенка, в частности;
- олимпиады, правовые диктанты, викторины, деловые игры, тренинги по конституционным правам человека, различные конкурсы на тему прав человека на различных ступенях образовательной среды;
- проведение в общеобразовательных организациях, учреждениях профессионального и высшего образования мероприятий по правовой тематике, деловых игр, направленных на изучение прав человека и обучение правовым способам защиты конституционных прав;
- приглашение специалистов правоохранительных органов для проведения правовых лекций, родительских собраний, классных часов;
- организация правовой учебы педагогических работников, в том числе по вопросам защиты прав и интересов ребенка;
- проведение семинаров-совещаний с руководителями организаций и предприятий по разъяснению действующего законодательства в различных сферах;
- организация и проведение встреч с различными группами населения (учащиеся общеобразовательных учреждений, работающая молодежь, работающее население, слабозащищенные группы населения) с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, парламентариями, их аппаратами, другими государственными и общественно-политическими деятелями;
- проведение молодежных правовых форумов, интернет-конференций, «круглых столов»;
- организация работы клубов (центров) молодого избирателя, центров повышения правовой культуры избирателей, центров просветительской деятельности по избирательному праву;
- организация мероприятий по развитию правового волонтерского движения, направленного на повышение уровня информированности школьников, студентов об устройстве российской правовой системы, развитию навыков защиты своих прав и прав окружающих людей, формирование высокого уровня правосознания участников правового просвещения через различные (в том числе, игровые) технологии обучения;
- проведение правовых марафонов для целевых групп населения;
- проведение консультационно-диалоговых площадок для целевых групп граждан; разработка и распространение правовых путеводителей для отдельных категорий населения округа;
- организация работы в трудовых коллективах: лекториев, выездного консультативного приема по отдельным вопросам реализации и защиты права в зависимости от специфики деятельности организации;
- проведение целевых правовых школ, целевых правовых семинаров в учебных заведениях и организациях округа; организация иных консультационно-диалоговых площадок с целевыми группами правового просвещения;
- учреждение юридических клиник, иных центров бесплатных юридических консультаций, в том числе, в учебных заведениях и организациях;
- проведение выставочных мероприятий, в том числе, выставок книжных изданий, посвященных правам человека;
- организация работы консультационной телефонной «горячей линии» для целевых групп правового просвещения, «дня открытых дверей»;
- организация работы средств массовой информации: специальные колонки в печатных изданиях, телепередачи, программы на радио;
- обеспечение разработки, издания (выпуск) печатной продукции: информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров, адресное распространение информации отдельным (в том числе, слабозащищенным) категориям граждан, разъясняющей отдельные вопросы права;
- формирование и постоянное наполнение (актуализация) интернет страниц и сайтов;
- создание Интернет-порталов по вопросам правовой пропаганды, основ права, обучения граждан правовым способам защиты прав и свобод, в том числе досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) местных органов самоуправления, органов исполнительной власти автономного округа, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих, региональных государственных учреждений (предприятий) и их работников
- продвижение информационно-консультативных центров, пунктов, для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе «школы мигранта»;
- содействие созданию правопросветительских проектов, направленных на формирование правозащитных компетенций, правосознания и социально ответственного поведения молодых людей через правопросветительские технологии;
- иные формы и виды работы по правовому просвещению различных групп населения автономного округа.


Раздел 5. Основные этапы реализации Концепции
развития правового просвещения


Реализации мероприятий в рамках Концепции развития правового просвещения рассчитана на период с 2018 по 2022 годы.
Мероприятия Концепции развития правового просвещения населения предполагается осуществлять в два этапа:
- первый этап (2018 год) включает в себя осуществление мер организационного и методического характера, в том числе общественное обсуждение и утверждение (принятие) Концепции, определение уполномоченного исполнительного органа власти автономного округа, ответственного за координацию и консолидацию всех структур, задействованных в реализации Концепции, разработку, утверждение (принятие) и начальный период внедрения комплексного плана мероприятий по реализации основных положений Концепции с участием федеральных органов власти (по согласованию), исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, местных органов самоуправления, организаций государственного и негосударственного секторов, институтов гражданского общества, просветительского сообщества (далее – Комплексный план мероприятий);
- второй этап (2019-2022 годы) включает практическую деятельность федеральных (по согласованию) и региональных органов власти, органов местного самоуправления, профессионального юридического сообщества и общественных объединений юристов, других институтов гражданского общества по реализации основных положений Концепции, внедрению и корректировке (при необходимости) Комплексного плана мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности, правовой культуры и правосознания граждан.
По мере поступательного развития правового просвещения граждан отдельные положения Концепции могут дополняться, уточняться и конкретизироваться в соответствующих документах.
Принятие Концепции и реализация ее направлений не потребует дополнительного финансирования, предполагается организация работы по правовому просвещению за счет текущего финансирования и имеющегося кадрового обеспечения различных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от сферы деятельности.
Реализация предусмотренных Концепцией задач предполагает обеспечить:
- создание качественно обновленных системных механизмов правового просвещения граждан и социально-правовой среды в автономном округе, обеспечивающих повышение уровня осведомленности и юридической грамотности граждан, формирование у населения устойчивого уважения к закону и преодоления у населения правового нигилизма, утверждение веры в верховенство права;
- создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
- привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды уважения к закону;
- создание условий для изучения (познания) норм права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
- обеспечение условий для:
широкого информирования населения в доступной для восприятия форме о законодательстве, государственной политики, направленной на обеспечение государственных гарантий и прав человека, их защите;
гражданского просвещения: распространения знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
политического просвещения: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений, повышение избирательной активности молодежи;
юридического просвещения: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, о способах их реализации и защиты;
широкого доступа всех слоев населения к доступной правовой (юридической) информации в различных формах.
Вовлечение структур гражданского общества (научное сообщество, общественные объединения, корпоративные организации, СМИ) в работу по правовому просвещению также будет способствовать повышению качества и эффективности законодательной и правоприменительной деятельности за счет использования интеллектуального потенциала общества, выявления и учета всего спектра социальных интересов при подготовке законов и на стадии их реализации; преодолению сложившихся традиций правового нигилизма с помощью формирования у людей чувства сопричастности к процессам правотворчества и правоприменения и ответственности за их результаты, повышения доверия к законодателю и правоприменителю.

Приложение 1
к Концепции развития
правового просвещения граждан,
проживающих на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры

Федеральная правовая основа Концепции развития правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре


1. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 03.04.2017 № 137 «О Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества»;
5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
6. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
7. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
9. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
10. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
13. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
14. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержден Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168;
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года»;
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»;
20. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению»;
21. «Модельный закон о просветительской деятельности», принят в г. Санкт-Петербурге 20.05.2016 Постановлением 44-11 на 44-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Региональная правовая основа Концепции развития правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.06.2000 № 56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.10.2005 № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югреи наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 № 85-оз «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.04.2011 № 27-оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.12.2011 № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
6. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2015 № 55-оз «Об уполномоченном по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2001 № 56-п «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.04.2012 № 132-п «О конкурсе проектов по правовому просвещению, повышению правовой грамотности и правосознания граждан, информированию по правовым вопросам и юридической помощи гражданам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
9. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 412-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»;
10. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 428-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года»;
11. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.04.2016 № 110-п «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 – 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
12. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2016 № 473-п «О Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года».

Приложение 2
к Концепции развития
правового просвещения граждан,
проживающих на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры


Понятия, определения которых приводятся для целей Концепции развития правового просвещения граждан, проживающих на территории
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Правовое просвещение - целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры граждан в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. Это один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их.
Правовое просвещение - это процесс распространения правовых знаний среди населения, что способствует росту их правовой культуры, уважительного отношения к праву, правосудию и законности.
Правовое воспитание - это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, от одного поколения к другому, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, позитивного отношения к праву, правосудию, законности.
Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Правовая грамотность – это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющаяся в наличии у него:
- знания конституции страны и принципов построения законодательной базы:
- критичности мышления;
- осознания своих прав как члена человеческого сообщества;
- умения действовать обдуманно в условиях плюрализма: делать свой выбор и нести ответственность за его последствия;
- освоенности языка коммуникации;
- опыта участия в демократических процедурах.

Правозащитная деятельность - деятельность различных субъектов правозащитной структуры (государственных органов и негосударственных организаций), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

Просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности; проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия; формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Просветительское мероприятие - событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий, направленных на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учетом возрастных и образовательных особенностей, возможностей и способностей его участников; создание условий для социализации личности, мотивации ее на развитие активной позиции в просветительской деятельности;
Просветительские учреждения, организации - учреждения, организации, основными целями которых являются разработка и реализация программ просвещения, создание условий для реализации просветительских проектов;
Просветительское сообщество - особый тип добровольного объединения людей, мотивированных на участие в нем потребностью саморазвития и стремлением способствовать развитию гражданского общества.
Программа просвещения - документ, устанавливающий объем, содержание и последовательность изложения сведений о социальных достижениях, достижениях науки и культуры, предлагаемых для распространения через средства массовой информации или для освоения конкретной аудиторией, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.