Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Флаг автономного округа-Югры

В газете «Московский Комсомолец – Югра» опубликована статья губернатора автономного округа Натальи Комаровой о среднесрочных бюджетных приоритетах Югры

6 ноября 2013 10:49

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

Среднесрочные бюджетные приоритеты Югры

 

В ближайшие дни бюджет автономного округа на предстоящие три года будет рассмотрен депутатами окружной Думы. Традиционно в российском обществе главный финансовый документ считается сугубо чиновничьим, техническим инструментом распределения средств, за которым трудно увидеть задачи и векторы развития для страны, региона и каждого человека. Считаю необходимым изменение этого стереотипа через взгляд на финансовую политику как на механизм реализации наших среднесрочных приоритетов.

Эти приоритеты складываются из общего видения будущего, закрепленного в указах Президента, окружной Стратегии 20-30, в государственных и муниципальных программах, а также из внешних вызовов, к которым мы должны быть максимально готовы.

В чем состоят эти вызовы? Трехлетний бюджет готовился в условиях усиления турбулентности мировой финансовой и экономической системы, не обошедшей стороной и Россию. Полугодие страна прошла с самыми низкими со времен мирового финансового кризиса темпами роста экономики, а прогноз социально-экономического развития на следующую трехлетку сигнализирует о рисках снижения цен на нефть, ослабления курса национальной валюты, усиления конкуренции на мировых финансово-инвестиционных полях.

Эти риски только усиливают актуальность курса, который мы всем округом определили для региона при разработке Стратегии 20-30: обеспечение устойчивого развития через укрепление нынешнего и будущего потенциала Югры для повышения качества жизни людей и долгосрочного развития территории.

Наш трехлетний бюджет работает на достижение трех ключевых среднесрочных приоритетов, которые необходимо обеспечить, чтобы следовать этому курсу. Это доступная и качественная инфраструктура для жизни и работы людей, конкурентоспособная среда для бизнеса и инвестиций, максимальная эффективность и адресность работы общественных финансов.

Доступная и качественная инфраструктура для жизни и работы людей

Мировой опыт прошлых веков и то, как действуют в наше время ведущие растущие экономики, подтверждают дальновидность и оправданность инвестиций в инфраструктуру даже в самые экономически непростые времена. Развитие инфраструктуры – это новые рабочие места и предпринимательские ниши, условия для активизации экономики, универсальный способ перераспределения трудовых ресурсов в отрасли, способные обеспечить долгосрочный экономический рост. Актуальность последнего возрастает в связи с модернизацией экономики, прежде всего ТЭКа и связанных с ним секторов, что объективно приводит к перекройке и требует большей мобильности рынка труда. Нерешительность и тайм-аут в инфраструктурном вопросе создают серьезные риски социальной напряженности и загона экономики в инфраструктурный тупик.

Поэтому трехлетний финансовый цикл спрогнозирован с дефицитом бюджета автономного округа, что даст нам возможность стабильно, предсказуемо для партнеров и инвесторов продолжить стратегические инфраструктурные проекты, реализуемые с участием и за счет бюджета развития. Это взвешенное и подъемное для нашего региона решение. В прошлом году у более трети регионов страны государственный долг превысил 50% объема дохода регионального бюджета без учета межбюджетных поступлений. В Югре этот показатель сегодня более чем в десять раз ниже, в трехлетнюю перспективу потолок нашего госдолга не должен превысить отметку в 40%.

На решение инфраструктурных задач ориентирован и бюджет, и комплекс принятых в текущем году государственных программ, увязанных со стратегическими приоритетами развития Югры. Суммарные расходы инвестиционного характера в программах запланированы с ростом. Например, в 2014 году они составят 42,7 миллиарда рублей (то есть с ростом почти на 24% к уровню текущего года), в 2015 – более 37,7 миллиарда рублей (рост более чем на 9% к текущему году).

Главный приоритет – сохранить повышение транспортной доступности, строительство жилья, детских садов и других инфраструктурных объектов, подготовка инженерной инфраструктуры для инвесторов не должна снижаться.

Недавно в строй вошел стратегически важный участок Северного широтного коридора – автомобильная дорога Ивдель – граница Югры. Путь на Урал и в Европейскую часть России из западных районов автономного округа сократился в среднем на 600 километров, экономия на транспортных и прочих издержках от открытия сквозного проезда исчисляется сотнями миллионов рублей ежегодно. Появления еще одного мощного альтернативного канала связи автономного округа с внешним миром югорчане ждали 17 лет, и это оправданные социально и экономически вложения. До 2020 года в развитие и дальнейшее обустройство югорской части Северного широтного коридора будет вложено порядка 33 миллиардов рублей, что само по себе создает новые рабочие места и стимулирует экономическую активность в западных территориях Югры.

Такие комплексные инфраструктурные проекты будут востребованы и в дальнейшем, с той поправкой, что сроки их реализации в современном мире должны быть значительно сокращены. При этом мы продолжим придерживаться правила – в первую очередь ликвидировать долгострои и недострои, которые по сути своей являются «черной дырой» любого бюджета.

В повестке дня – мегапроекты по строительству двух новых мостов через Обь в районе Сургута и Приобья, а также дороги Березово – Саранпауль. На эти три проекта предстоит привлечь около 90 миллиардов рублей инвестиций. Строительство этих и ряда других объектов, по сути, должно оставить в прошлом исторически сложившееся противопоставление Югры и «Большой земли».

Кроме того, в среднесрочной перспективе мы будем ежегодно выделять порядка 4 миллиардов рублей на развитие региональной сети дорог, около 2 миллиардов рублей – на строительство и реконструкцию дорог местного значения. С 1 января следующего года будут расширены источники формирования окружного дорожного фонда за счет зачисления в него транспортного налога в полном объеме. В результате общий прирост протяженности дорог по итогам трех лет должен составить 223 километра, 3 населенных пункта Югры, ранее не имевшие выхода на автодорожную сеть, получат его.

Серьезный рывок вперед предстоит сделать в развитии широкополосного интернета для устранения цифрового неравенства. Это технологии двойного назначения, с одной стороны, открывающие людям доступ к информации в глобальной сети, с другой – позволяющие эффективнее использовать бюджетные средства за счет предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, широкого внедрения технологий дистанционной медицины и образования, других современных и востребованных в мире возможностей. Инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру формируют возможности для нового качества жизни и услуг в отдаленных, труднодоступных и малых поселках. Сегодня в 161 таком населенном пункте либо отсутствует телекоммуникационная инфраструктура для подключения домохозяйств к широкополосному доступу в Интернет, либо услуги предоставляются с существенным ограничением скорости. Проект по ликвидации этого цифрового неравенства стоит около 8 миллиардов рублей, и мы намерены реализовать его с использованием механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивая максимально благоприятные условия для инвесторов.

Еще одним ключевым и обремененным серьезными историческими долгами инфраструктурным блоком для нас является жилищно-коммунальный комплекс. В прошлом году, благодаря командным, взаимодополняющим действиям округа и органов местного самоуправления, в Югре было введено в эксплуатацию свыше 1 миллиона квадратных метров жилья. Это рекорд со времен Советского Союза. Наши бюджетные меры поддержки строительной отрасли предполагают, что и в последующие годы мы будем удерживать высокую планку. Самое большое число инвестиционных проектов с государственной поддержкой сейчас приходится как раз на жилищное строительство. Мы стимулируем подготовку земельных участков и инженерной инфраструктуры, точечными налоговыми преференциями способствуем формированию нового для региона рынка доступного арендного жилья. В целом, на жилищную поддержку югорчан в соответствии с государственной программой в ближайшие три года будет направлено почти 76 миллиардов рублей.

К 1 января 2016 года полностью будет ликвидирован аварийный жилищный фонд, признанный таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года. Прирост площади жилья на каждого югорчанина за эти три года составит более одного квадратного метра, а количество выданных ипотечных кредитов, несмотря на изменившиеся экономические условия, не снизится. Собственная квартира или дом должны стать более доступными за счет нового механизма накопительной ипотеки, «охлаждения» рынка жилья, а также умеренной инфляции в экономике в целом. Ожидается, что весь трехлетний бюджетный цикл она будет сдерживаться в наиболее низких для современной истории нашей страны границах.

Низкая инфляция – положительная сторона замедления экономического роста. Однако помимо прочего, она будет вызвана заморозкой регулируемых тарифов естественных монополий. Это напрямую скажется на стоимости коммунальных услуг, качество и доступность которых является для нас важнейшим приоритетом. В том числе в связи с этим в будущем году на сферу жилищно-коммунального хозяйства в бюджете заложены рекордные средства – 23 миллиарда рублей. Эта финансовая инъекция призвана оздоровить отрасль, повысить ее энергетическую эффективность и технологическую оснащенность. Среди результатов таких мер отмечу, что число населенных пунктов автономного округа, не обеспеченных централизованным электроснабжением, сократится на четверть. Такая консолидация сил должна максимально оградить население от каких-либо тарифных скачков, выдержать формулу индексации «инфляция минус».

Чтобы эти возможности были конвертированы в устойчивое развитие, значительные инвестиции будут направлены на развитие современного образования и науки, высокотехнологичного здравоохранения, улучшение качества работы социальных служб, повышение доступности культуры и спорта. Цель таких вложений – создать необходимые условия для всестороннего развития и максимальной самореализации югорчан. Не устану повторять: Югра богата талантами, и мы должны создать плодородную среду, чтобы они реализовались, рождали инновации в своем регионе, работали на нашу конкурентоспособность и устойчивое развитие.

Мы сохраняем приоритетную социальную направленность бюджетной политики. Более 73% расходов бюджета на ближайшую трехлетку – это инвестиции в развитие человеческого капитала. Программы, направленные на это, будут наращивать свой ресурсный потенциал на протяжении всех трех лет. Все получатели пособий, специальных выплат и компенсаций будут полностью обеспечены ими в течение всего бюджетного цикла с учетом ежегодной индексации.

Несмотря на то, что все эти годы население Югры будет увеличиваться (к 2016 году число югорчан переберется за отметку 1 миллион 650 тысяч человек), бюджетное финансирование здравоохранения в пересчете на одного югорчанина будет расти. Этот подход позволит существенно продвинуться в части базовых показателей, отражающих качество нашей медицины. В частности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении должна увеличиться и составить более 74 лет. Каждый четвертый бюджетный рубль будет вкладываться в здравоохранение. При этом мы ожидаем и рассчитываем, что медицинские специалисты и граждане будут нашими союзниками в работе над тем, чтобы такими же ускоренными темпами улучшалась и удовлетворенность населения качеством услуг здравоохранения. Это возможно только за счет командной работы и встречных усилий, и площадка для этого в виде первого в стране краудсорсингового проекта «Вместе за достойную медицину» у нас уже есть. Нужно использовать ее возможности в полном объеме и на результат.

Развитой медицине и работе других институтов, делающих Югру одним из лидеров в стране по социальному самочувствию населения, мы во многом обязаны нашими показателями рождаемости, которые ежегодно растут. Наша задача – поддержать молодых родителей, институты семьи, материнства и детства. Прежде всего, обеспечить малышей качественным дошкольным образованием. Мы стартовали с низкой базы, обеспеченность детскими садами у нас меньше среднероссийской. После нескольких лет нормативно-правовой раскачки у нас стартовал проект государственно-частного партнерства в области строительства новых детских садов. Суммирование государственных и частных сил должно обеспечить к 2015 году местами в детских садах всех детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Важнейшими факторами устойчивого развития является стратегическое обеспечение лидерства в области наших компетенций в мире и создание новых источников роста. Обе эти задачи требуют от нас локализации на территории Югры основного ядра отраслевых знаний, а значит – серьезного усиления науки и высшей школы. Ставка на развитие науки и инноваций предопределена и фактом вступления России в ВТО. Мы вошли в фазу более серьезной и менее защищенной конкурентной среды, в которой сами должны кратно повысить свою конкурентоспособность и сформировать инновационную платформу экономики. У нас создана сеть университетов, исследовательских центров и научных лабораторий, работает Технопарк высоких технологий, Окружной Бизнес-инкубатор, выстроена система ресурсных центров. В планах, закрепленных в окружной Стратегии и государственной программе, – создание полноценного современного университетского кампуса в Сургуте, который, по сути, должен стать местом концентрации регионального интеллекта и центром притяжения для ученых. В реализации этого и других проектов будет расширяться партнерство с Российской академией наук, Московским государственным университетом и другими ключевыми научно-образовательными учреждениями страны и мира. Для усиления инфраструктурной базы наших образовательных центров в предстоящие три года доля бюджета развития в общем объеме финансирований государственной программы развития образования в Югре вырастет в среднем в 3,5 раза.

Конкурентоспособная среда для бизнеса и инвестиций

Структурная трансформация сырьевой экономики в экономику знаний требует максимально комфортной погоды для инвесторов и дружественной – для роста предпринимательства деловой среды.

В первом полугодии текущего года объем государственной поддержки инвестиционной деятельности составил в округе 9,3 миллиарда. Львиная доля этих средств – это налоговые стимулирующие преференции: снижение ставок налога на прибыль и налога на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков. Такие меры мы применяем, в частности, для стимулирования предприятий ТЭК к модернизации и эффективному использованию попутного нефтяного газа, решая для населения важную экологическую задачу и способствуя развитию нефтегазохимического кластера. Эта поддержка и дальше будет применяться для стимулирования компаний инвестировать средства в основной капитал, наращивать геологоразведку, повышать энергоэффективность, развивать стратегические для нас диверсифицирующие отрасли.

Если оценивать эффективность налоговых льгот, то за первое полугодие на каждый бюджетный рубль предоставленной льготы мы привлекли более 25 рублей частных инвестиций. Предприятия, получившие такую поддержку, дополнительно обеспечили рабочими местами 2 382 человека. Одновременно такая политика вносит вклад в разворот нашей экономики на траекторию «зеленого роста», что определено в нашей Стратегии 20-30 в числе приоритетов. Энергоемкость валового регионального продукта в 2016 году должна снизиться на 22% по сравнению с текущим показателем, а удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, за этот период должен вырасти с нынешних 9% до 17,4%.

В предстоящем бюджетном цикле мы продолжим стимулировать инвестиции в эти сектора, более того, с 1 января следующего года мы намерены полностью освободить от уплаты налога на имущество те субъекты бизнеса, которые образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализуют проекты по развитию рынка доступного арендного жилья. По сути, эта мера должна сработать на решение двух ключевых социальных задач – обеспечить югорчан новыми рабочими местами, в том числе в отдаленных и труднодоступных поселках, и внести вклад в разгрузку жилищных очередей.

Помимо налоговых стимулов, мы компенсируем инвесторам часть затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам и часть затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры. На сегодняшний день такие формы поддержки получают почти три десятка предприятий, модернизирующих жилищно-коммунальный комплекс и развивающих жилищное строительство. Одним из результатов таких мер стал рост интенсивности замены ветхих сетей, что позволило на 50% снизить инциденты на сетях теплоснабжения и водоснабжения. Исторически накопленные проблемы в этом вопросе вынуждают нас наращивать усилия в этом приоритетном для нашего северного региона вопросе.

Мы завершаем внедрение в Югре Инвестиционного стандарта. Уже сейчас результаты такой работы очевидны. На фоне нестабильной ситуации в мировой экономике, мы наращиваем наш инвестиционный потенциал, а значит – и доходную базу бюджета. За первые 6 месяцев этого года объем инвестиций к прошлому году вырос у нас примерно на четверть. В абсолютных цифрах инвестиции в Югру за первое полугодие в сумме составили 314,5 миллиардов рублей. Кредитные рейтинги Югры, присвоенные тремя крупнейшими международными рейтинговыми агентствами – Standard & Poors, Moodys и Fitch, соответствуют высшему для российских регионов уровню. Отмечу, что инвестиционный климат меняется к лучшему и в целом по России. Недавно был опубликован очередной рейтинг Всемирного банка по ведению бизнеса в различных странах. Россия улучшила свои позиции сразу на 20 строчек рейтинга, обогнав Китай и Бразилию.

Поддерживая этот тренд и реализуя Инвестиционный стандарт, мы вышли на необходимость и в августе создали новый институт инвестиционной инфраструктуры – Фонд развития Югры. Средства на обеспечение его деятельности заложены в трехлетнем бюджете. Одна из его ключевых задач – системно и адресно наладить наше взаимодействие с инвестиционными и венчурными фондами, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными российскими и международными финансовыми организациями и институтами развития для привлечения инвестиций на территорию региона.

Инвестиционный портфель для такой работы у нас солидный – в нем около сотни проектов финансовой емкостью 700 миллиардов рублей. Уже реализующиеся из них и планируемые к реализации в предстоящие три года позволят создать более 9 тысяч рабочих мест, большинство из которых – высокотехнологичные, и увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней более чем на 9 миллиардов рублей. Для реализации этих планов еще один новый институт – Инвестиционный фонд Югры – возьмет на себя подготовку площадок под конкретные инвестиционные проекты и сопровождение инвестиций от идеи до ее воплощения на практике.

Особой консолидации стимулирующих мер, усилий власти, бизнеса и граждан требует создание высокопроизводительных рабочих мест. У нас уже сейчас уровень безработицы один из самых низких в стране – мы не можем развиваться экстенсивно, необходимо повышать производительность и технологичность труда.

Особая роль в этих процессах и в стратегическом развитии Югры отводится малому и среднему бизнесу. Каждый шестой работающий югорчанин занят в малом бизнесе. Сегодня малый бизнес создает почти 90% новых постоянных рабочих мест в Югре, в докризисные годы этот показатель, по оценкам, не превышал 40%.

Особый акцент в поддержке малого бизнеса в среднесрочной перспективе будет сделан на стимулирование роста социального предпринимательства. За последние годы мы вложили в его развитие более полумиллиарда рублей. Таким образом, было поддержано более 200 субъектов социально ориентированного бизнеса, большая часть которых связана с дошкольным образованием.

В прошлом месяце мы дали старт работе в округе Центра инноваций социальной сферы. Он будет аккумулировать лучшие практики, взращивать такие проекты, обучать наших общественников и предпринимателей работе с социальными проектами. Там, где у социального бизнеса получается лучше предоставлять социальные услуги, он станет их основным поставщиком для населения, с вытекающим из этого финансированием.

Каждый вложенный в поддержку предпринимательства рубль позволяет привлечь до 10 рублей частных инвестиций и, что крайне важно при внешних экономических рисках, способствует развитию внутреннего рынка. Эти меры имеют экономическую, но еще в большей степени социальную отдачу для жителей моногородов и поселков, отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, коренных народов Севера.

На создание рабочих мест для жителей территорий с особым коэффициентом напряженности рынка труда продолжит работать и наша программа поддержки занятости. Уже сейчас стимулирование рынка труда дает ежегодно порядка 30 тысяч рабочих мест, а уровень регистрируемой безработицы в Югре один из самых низких в стране. Важно, чтобы в непростой для мировой и российской экономики период каждый югорчанин был уверен в источнике заработка, мог реализовать свой профессиональный потенциал. Для этого наш план действий по рынку труда строится исходя из двух ключевых переменных: первая – дальнейшее снижение уровня безработицы; вторая – увеличение среднемесячной заработной платы. К 2016 году она должна достигнуть 69 тысяч рублей по региону.

Эффективность и адресность работы общественных финансов

Все наши цели имеют точное, прикладное значение. Тем не менее, они могут быть достигнуты раньше или позже в зависимости от нашей скорости движения к ним. Она значительно возрастет вместе с повышением бюджетной эффективности. Каждый адресно и эффективно использованный, сэкономленный рубль – это дополнительный вклад в развитие.

Чтобы это развитие не пробуксовывало, не отклонялось от курса, не шло в обход отдельных территорий, его двигателем должны быть граждане. Формирование современной культуры местного самоуправления, имеющей исторические, уходящие вглубь веков корни на российской земле, является одним из ключевых условий успеха нашего устойчивого развития в меняющемся мире. Наш опыт по проведению общественного этапа разработки Стратегии 20-30, общественному отбору претендентов на руководство важнейшими социальными отраслями и другие проекты дают понять – югорчане к такой совместной с властью работе готовы и в ней заинтересованы.

Это задача поставлена в Бюджетном послании Президентом России Владимиром Путиным и реализуется в нашем регионе с помощью интерактивного Интернет-ресурса «Народный бюджет», краудсорсинговых проектов, работы отраслевых общественных и экспертных советов, антикоррупционных Интернет-ресурсов и горячих линий, публичных отчетов перед гражданами глав муниципалитетов и регионального Правительства.

Новый бюджет на 96% составлен по программному принципу, что позволяет с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия решать ключевые задачи социально-экономического развития. Программный подход позволит при исполнении бюджета специалистам и всем гражданам оценивать не только эффективность, обоснованность и целевое использование средств, но и результативность работы каждого бюджетного рубля для реализации нашей Стратегии 20-30.

На постоянное гражданское и профессиональное участие в этой работе нас настраивает и система актуализации главного долгосрочного документа Югры. Принимая Стратегию, мы ввели в практику новый подход в российском стратегическом планировании, подразумевающий периодическую актуализацию базового документа с комплексным научным и экспертным сопровождением такой работы на постоянной основе. Этого требует масштаб задачи – до 2030 года только по линии консолидированного бюджета Югры предстоит управлять суммой в размере около 3-х триллионов рублей, что обязывает задействовать все возможности для принятия выверенных решений, учитывающих мнение большинства югорчан.

Такой подход должен применяться и в бюджетном процессе для анализа произведенных затрат, принятия решений о корректировке действующих бюджетных позиций, о сворачивании старых или введении новых. Для этого в Югре будет разработана система так называемого «бюджетного светофора». Считаю, что она может заработать до 2016 года.

Она будет базироваться на определении трех основных бюджетных цветов и соответствующих им видов бюджетных расходов. В случае значительного ухудшения экономической конъюнктуры и пересмотра бюджета, красный цвет будет присваиваться неприкосновенным расходам, связанным с исполнением обязательств, не подлежащих секвестру. Желтый – расходам среднего приоритета, сокращение которых возможно только после общественного обсуждения. Зеленый – наименее защищенным расходам, приостановка финансирования которых возможна при существенных социальных и экономических изменениях. Такая схема сделает нашу бюджетную систему устойчивой, гибкой по отношению к внешним негативным факторам и одновременно усилит участие общества в ее формировании.

Новый бюджет не только касается всех нас, но и зависит от нашего участия в нем. Речь идет о своевременном исполнении налоговых обязательств, качестве работы каждого из нас на своем месте. Разумная экономия, стремление к переменам, помощь тем, кто в этом нуждается, должны стать общим правилом для всех югорчан для того, чтобы оно сработало на уровне целого региона.

Скорость нашего развития, то, как мы ответим на сегодняшние вызовы и создадим платформу для устойчивого развития, зависит только от нас.

http://ugra.mk.ru/article/2013/11/06/941125-srednesrochnyie-byudzhetnyie-prioritetyi-yugryi.html


Возврат к списку

Предыдущий месяц Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4