Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Флаг автономного округа-Югры

Сценарии развития нефтегазового сектора экономики автономного округа обсуждались на очередном заседании «Совета директоров Югры»

7 сентября 2012

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

Совещание было посвящено топиливно-энергетическому сегменту Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года.

Оно прошло под председательством губернатора Югры Натальи Комаровой. В нем приняли участие Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Игорь Холманских, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Денис Храмов, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, а также руководители ведущий компаний, которые осуществляют производственную деятельность в Югре.

Публикуем выдержки из стенограммы совещания:

***

 

И. ХОЛМАНСКИХ, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе: Добрый день, уважаемые коллеги! Мировой экономический кризис 2008- 2009 годов внес коррективы в долгосрочные планы развития наших регионов и страны в целом. Были изменены и утверждены стратегические документы на всех уровнях. Сегодня надвигающийся кризис также заставляет нас пересмотреть многие из вновь заявленных показателей. В тоже время в Стратегии развития страны, федерального округа, региона определили четкие ориентиры дальнейших действий. Главной целью является человек, повышение стандартов его жизни. При этом новая социальная политика невозможна без эффективной экономики. Как отметил глава государства, для формирования новой экономики создаются уникальные продукты и новые технологии. Ранее принимались лишь отдельные и не системные решения. И вопрос перехода к новой экономике – вопрос выживания. В округе имеются уникальные возможности отработки формирования полноценного заказа на инновационный продукт со стороны профильных отраслей экономики, нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии.

Можно уверенно сказать, что существующая экономическая модель Уральского Федерального округа вобрала в себя все плюсы и минусы российской экономики в целом. Это учитывалось в ходе разработки Стратегии развития Уральского федерального округа до 2020 года. Были детально проанализированы и вызовы, стоящие перед экономикой и обществом. Приоритетом является модель инновационного социально-ориентированного развития Урала, которая базируется на трех составляющих: экономика, социальная сфера и природопользование. Полюсами роста призваны стать пять зон опережающего развития федерального значения. При этом особое внимание будет уделено развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Общая стоимость запланированных к реализации проектов в пределах этих зон составляет в пределах 14,5 триллионов рублей. Причем, значительная часть средств приходится на Западно-Сибирскую зону опережающего развития – это 9 триллионов рублей или 62% всех инвестиций в зоны развития. В основной своей части это проекты разработки нефтегазовых месторождений.

Конечно, Уральский федеральный округ является и на обозримую перспективу остается главным нефтегазодобывающим регионом. Не имеющим аналогов, как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов. Нефть и газ еще на многие годы останутся для нашей страны залогом собственным энергетической безопасности, основным источником формирования ВВП страны и доходов бюджета России. Соответственно основным заказчиком новых технологий  и катализатором инновационного развития должен быть именно нефтегазовый комплекс. К сожалению, в настоящее время это не так и несколько лет назад мы начали отмечать замедление темпов добычи нефти, которая сегодня привело к снижению объемов добываемой нефти. Многие эксперты указывают на критическое состояние всей отечественной нефтегазовой отрасли. Все очевиднее становится необходимость компенсировать выпадающую добычу углеводородов. Почти две трети нефтяных месторождений Югры уже прошли пиковый уровень нефтедобычи. Значительную часть в структуре запасов нефти и газа составляют трудноизвлекаемые и низкого качества запасы, добыча и переработка которых возможна лишь при высоком уровне цен на энергоносители. Недра используются нерационально в связи с технической технологической отсталостью добывающих и перерабатывающих предприятий, отсутствием законодательного обеспечения для полноценного контроля за их рациональным использованием. Глубина первичной переработки нефти в России 70%, в других развитых странах – 90%. Значительная часть попутных компонентов, таких как растворенный газ вообще не извлекается.

Проблемы присутствуют на всех этапах деятельности нефтегазового комплекса. В этой связи Ханты-Мансийский автономный округ требует к себе особого внимания. Поскольку здесь добывается более 50% российской нефти. Добытая на промыслах Югры 10-миллиардная тонная нефти является значительным достижением для всего нефтегазового комплекса России. Состояние нефтегазового комплекса уже рассматривалось на совещании здесь в Ханты- Мансийске в марте этого года. В соответствии с принятым решением аппарата полномочного представителя совместно с Росприроднадзором и Роснедрами проводятся проверки лицензионных соглашений недропользователей. Считаю формат совещания диалогом власти, науки и бизнеса, который позволит найти конкретные решения для стабилизации ситуации в отрасли.

А сейчас я хотел бы передать ведение нашего совещания хозяйке Наталье Владимировне Комаровой.

 

Н. КОМАРОВА, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Спасибо вам Игорь Рюрикович. Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего, поздравляю вас с прошедшим профессиональным праздником – Днем работников нефтяной и газовой промышленности. Спасибо, что в этот знаменательный для всей Югры период вы приняли приглашение и приехали. Хочу сказать, что это очень серьезный знак уважения для округа, который обеспечивает очень важную задачу. Спасибо вам за это!

В этот рубежный год, когда первые 10 миллиардов тонн нефти – позади, мы комплексно прорабатываем стратегию дальнейшего развития территории. Топливно-энергетический сегмент – базовый в Стратегии социально-экономического развития нашего региона. В общественный этап её разработки вовлечен сегодня весь округ. Мы вышли на финишную стадию подготовки этого документа. А, учитывая роль Югры в российской и мировой топливно-энергетической системе, думаю, не ошибусь, сказав, что стратегия и согласованность наших действий в развитии ТЭКа имеет приоритетное значение для всей страны. Поэтому сегодня я предложила обсудить именно в таком представительном составе ключевые задачи, сценарии и меры, предусмотренные в топливно-энергетическом сегменте нашей Стратегии.

Базовой целью для нас является стабилизация добычи нефти в объемах, адекватных потребностям страны и необходимым для поддержания устойчивого социально-экономического развития автономного округа. Для этого необходимо решить ряд первоочередных задач.

Во-первых, развитие методов, позволяющих увеличить нефтеотдачу и технологий, уменьшающих обводненность. Ключевая роль в этой работе отводится нефтесервису, который сегодня уже практически сформировался как самостоятельная и востребованная на долгосрочную перспективу отрасль экономики. Очевидно, что выделение отдельного нефтесервисного сектора экономики ставит вопрос и о его комплексном развитии, в том числе возможности создании крупных структур. Эту тему мы уже с вами обсуждали, можно сказать, со всеми губернаторами в таком формате. Как мы и договорились тогда, я обозначила этот вопрос на уровне Председателя Правительства Российской Федерации, и тема была поддержана. Соответствующая работа сегодня ведется, и, полагаю, системное взаимодействие с регионами и самим бизнесом в проработке вопроса здесь крайне востребовано и должно использоваться на максимуме потенциала.

Помимо технологического, у этой задачи есть и человеческий аспект. Очевидно, что следующие 10 миллиардов тонн нефти Югре предстоит добывать в новых условиях, решая новые технологические, организационные и экологические задачи. Добыча каждой последующей тонны нефти потребует больших трудозатрат, как количественных, так и качественных. Поэтому на первое место выходит задача повышения качества человеческого капитала. Его удержание на территории региона требует не только высокого уровня жизни, выраженного в доходах, но и лучших условий для жизни. Это - стратегическая задача и предмет социального партнерства всех уровней власти и бизнеса. В Югре такая работа настроена, мы намерены и в дальнейшем качественно развивать эти отношения. Цель у нас с бизнесом в этом деле общая – сделать все, чтобы накопленный опыт и человеческий потенциал был востребован в Югре, обеспечивая реализацию нашей ключевой нефтяной компетенции.

Для планирования такого развития на долгосрочную перспективу у нас есть веские геологические основания. Поэтому вторая ключевая задача стратегии развития ТЭКа для нас состоит в увеличение объемов геологоразведочных работ и поискового бурения.

Достаточно сказать, что 70% нашей территории перспективны с точки зрения добычи природных ресурсов. Из них 21% уже распределено на 25-летние лицензии, есть чем заниматься. При этом эксперты оценивают извлекаемые ресурсы округа в объеме около 20 млрд. тонн нефти. За почти 50 лет мы добыли 10 млрд. тонн. Если опираться на прогнозы, еще как минимум 2 раза по 10 миллиардов тонн могут быть разведаны и извлечены из недр Югры в будущем. Вот вам и столетняя занятость.

При этом у нас хорошо отлаженная нефтегазовая и транспортная инфраструктура, высококвалифицированные кадры. Югра - зарекомендовавшая себя в мире территория с ярко выраженной нефтяной компетенцией. Такой набор возможностей уникален для России. Но именно он и необходим, когда встают вопросы: где вести разведку, где будет наибольшая социально-экономическая отдача от вложений.

Не для кого в этом зале не секрет, что разведка на протяжении последних лет, мягко говоря, недофинансировалась (план на 2012 год от федералов на геологоразведочные работы в Югре - 41 млн.). Отмечу, что новое руководство Федерального агентства по недропользованию при рассмотрении планов геологоразведочных работ на территории Югры на 2013 год планирует предусмотреть финансирование в объеме около 1 млрд. рублей на разведку Юганской, Карабашской и Березовской зон. Это значительный шаг вперед, который показывает, что к ресурсам Югры федеральные структуры относятся более рачительно, по-хозяйски. Прошу вас, Денис Геннадиевич (Храмов), поддержать эти планы при формировании бюджета и планов работы федерального агентства. Они имеют стратегическое значение и для территориального развития Югры и для социальной стабильности страны в целом.

Третья стратегическая задача - вовлечение в промышленный оборот неразрабатываемых пластов разрабатываемых месторождений, а также мелких и средних месторождений, разработка которых является нерентабельной при текущей системе налогообложения.

Отмечу, что в этом вопросе по итогам обсуждения на нашей предыдущей встрече проделана большая работа. Наши аргументы и предложения были услышаны и в мае этого года по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил до 1 октября подготовить пакет соответствующих документов по стимулированию разработки трудноизвлекаемых запасов нефти. Это, по сути, - «зеленый свет» для освоения Баженовской свиты, Ачимовской толщи, Тюменской свиты.

Пакет предложений Югра подготовила и по поддержке малых и средних нефтедобывающих предприятий. Они обсуждались на выездном совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в Уральском Федеральном округе, на площадке Министерства энергетики Российской Федерации. Прошу вас, Александр Валентинович (Новак), поддержать нас в этой работе с тем, чтобы решения не залегли в долгий ящик – они нужны ТЭКу сегодня.

Со своей стороны, заверю, что округ и в дальнейшем продолжит проводить перспективную, с прицелом на устойчивое развитие политику стимулирования базовой топливно-энергетической отрасли.

Мы так действуем и сегодня. Это подтверждают и цифры. Для сравнения – за трехлетний период, с 2008 по 2010 год включительно, доходы консолидированного бюджета Югры в среднем находились на уровне 167 миллиардов рублей. Налоговые льготы для ТЭК в целом по округу – на уровне 13,4 миллиарда в год. За период с 2011 по 2015 годы средние консолидированные бюджетные доходы планируются на уровне 201 миллиард в год, а бюджетные затраты на ТЭК - на уровне в среднем 18,3 миллиарда ежегодно. Таким образом, рост государственных региональных расходов на ТЭК заметно опережает рост доходов консолидированного бюджета, и мы не откажемся от этой политики в дальнейшем.

При этом замечу, что консолидированный бюджет Югры в 2011 году получил 9% от всего объема собранных налогов, остальные пополнили федеральный бюджет. Другими словами можно сказать, что на каждую возможность поддержки отрасли автономным округом федерация объективно имеет 10 таких возможностей. И здесь – большое поле для системного взаимодействия, совместной выработки перспективных мер развития российского топливно-энергетического комплекса, в том числе в формате таких встреч, как наша сегодня.

Чуть ниже в докладе первого заместителя губернатора Александра Михайловича Кима мы предложим системный анализ положения дел на сегодня и возможные пути решения проблем, которые имеются, в будущем.

А. НОВАК, Министр энергетики Российской Федерации: Позвольте, в первую очередь, поздравить вас с прошедшим профессиональным праздником - с Днем нефтяной и газовой промышленности. Это действительно праздник один из самых важнейших в нашей стране, тем более в регионе, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, где мы сегодня находимся. Это я считаю основной праздник здесь, поскольку львиная доля людей, проживающих здесь и работающих здесь, связана с топливно-энергетическим комплексом, с добычей нефти, добычей газа. Хочу поздравить и пожелать всем работникам уверенности в завтрашнем дне, перспектив к дальнейшему развитию производства.

Я хотел бы сказать о том, что нефтегазовый комплекс на самом деле, является сектором национальной экономики нашей страны, который обеспечивает стратегическую безопасность, экономическую безопасность и социальную безопасность, формируя сегодня более 51% налоговых поступлений в бюджет. Это подчеркивает его значимость. Имея инвестиционные ресурсы и  инвестиционные программы, которые до 2020 года оцениваются в размере более 600 миллиардов долларов, нефтегазовый комплекс является важнейшим «драйвером» в целом инновационного развития нашей страны. И поэтому, еще раз хочется сказать, что это отрасль важная и требующая особого внимания. В настоящее время  мы отмечаем в тенденциях развития отрасли положительную динамику. Вы знаете, что в 2011 году было добыто в целом по стане 511,4 млн. тонн, что на 1,2% лучше, чем в 2010 году. И за первое полугодие этого года было добыто нефти уже 256, 4 млн. тонн. Это на 1,6% выше, чем уже в 2011 году, плюс 4 млн. тонн. Такие цифры, конечно, не говорят о том, что все в отрасли хорошо, мы это прекрасно понимаем, мы видим, что есть проблемы требующие решения. Месторождения, которые ранее разрабатывались, в настоящее время многие из них, особенно в Западно-Сибирской части,  уже имеют высокий процент обводненности, который доходит и до 90% и выше. По сути дела – более высокое извлечение нефти становится нерентабельным, что требует принятия особых решений на правительственном уровне в части стимулирования  разработки более глубокой существующих месторождений и создания стимулов для того, чтобы разрабатывать новые месторождения, привлекать инвестиции, вовлекать в оборот. В этой связи принято две Генеральные схемы - Генеральная схема по нефтяной отрасли до 2020 года и  Генеральная схема по газовой отрасли до 2030 года. Они были приняты в 2011 году. Большая работа была проведена в настоящее время в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Уже принят ряд мер, способствующих увеличению инвестиций добычи нефти, в том числе известные изменения в налогообложении по системе «60-66», которые позволили частично стимулировать нефтедобычу, стимулировать привлечение инвестиций в нефтепереработку. Мы сейчас анализируем результаты, которые будут достигнуты в рамках принятых решений. Уже за первое полугодие частичный анализ показывает, что объем инвестиций увеличился за это время - с октября прошлого года. Я уже цифры называл, что в целом увеличение нефтедобычи составило 13%, а нефтепереработки - около 25%. Это в том числе и с теми соглашениями, которые подписаны Правительством Российской Федерации вместе с нефтегазовыми компаниями по модернизации нефтеперерабатывающих производств. То есть в этом положении, я считаю, есть положительная динамика. В целом, мы, конечно, сделаем анализ по результатам года более глубокий и представим его. Были весной также приняты решения, вы о них также прекрасно знаете, о стимулировании разработки шельфа и о стимулировании разработки трудноизвлекаемых полезных ископаемых месторождениях нефти. Сегодня мы заканчиваем работу по этим двум распоряжениям Правительства, готовим нормативно-правовые акты и проект закона и по шельфу с Минфином уже согласовали. Фактически мы близки к тому, чтобы вносить в Правительство. По трудноизвлекаемым практически также на выходе, требуют еще детального обсуждения, но уже есть подходы, которые мы можем в ближайшее время представить и обсудить. В процессе сегодняшнего совещания я могу озвучить некоторые тезисы, которые мы выработали.

Я хотел бы, конечно, добавить, что мы внесли в Правительство проекты нормативно-правовых актов, позволяющие принять единую методику предоставления льгот по экспортной пошлине по разработке новых месторождений, особенно восточной части нашей страны, там, где отсутствует инфраструктура. Соответствующие методики подготовлены и в ближайшее время будут внесены в Правительство и будут обсуждаться.

Что касается Ханты-Мансийского автономного округа – это один из самых стратегических регионов в целом. В прошлом году было добыто 262 млн. тонн - чуть больше половины от того, что было добыто в целом по стране. Я еще раз скажу, что регион на самом деле стратегический. 10 миллиардов тонн – этот рубеж был пройден в этом году. Это знаменательное событие, которое войдет в историю. Хотелось, чтобы мы в открытом обсуждении принимали участие ежегодно. Представители бизнеса, науки и люди, которые здесь присутствуют. Чтобы мы уделяли внимание не только развитию нефтегазового комплекса, но и поддержке развития добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе. Насколько я знаю, здесь присутствуют все наши крупные компании. На этом я хочу закончить свою вступительную часть и пожелать, чтобы мы в рамках сегодняшнего совещания выработали конкретные предложения, которые требуются для поддержки отрасли, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе, учитывая специфику. Есть запасы, которые требуют вовлечения. Поэтому нам нужно поговорить о том, какие меры позволили бы вовлечь эти запасы в оборот, разработку. Это возможность получить налоги и в федеральный бюджет, и дополнительные объемы добычи в территории, и дополнительную прибыль компаниям. Спасибо.

Н. КОМАРОВА: Спасибо, Александр Валентинович. Вам слово, Денис Геннадьевич(Храмов). Надеюсь, что, тем не менее, прокомментируете цифры развития, а также планы Министерства о распределении участков недр.

Д. ХРАМОВ, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Уважаемый Игорь Рюрикович, уважаемая Наталья Владимировна, уважаемые участники совещания! Прежде всего, разрешите от имени Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации присоединиться к поздравлениям. 10-миллиардов тонн нефти - это гигантская цифра, это очень серьезный солидный рубеж, плюс праздник, который прошел – День нефтяной и газовой промышленности и также празднуемый сейчас – День рождения столицы этого нефтяного края - День города Ханты - Мансийка. К этой цифре - 10 миллиардов тонн - нефтяники, геологи шли более полувека и начиналось все это более 50 лет назад с бурения первых опорных скважин в регионе. В известной песне Владимира Высоцкого даже звучали строчки: «Один чудак из партии геологов сказал мне, вылив грязь из сапога, послал же бог нам олухов и молохов откуда ж нефть, когда кругом тайга». Тем не менее, все это завершилось открытием первых скважин на Шаимском месторождении, но и потом загремели гиганты Самотлора, Приобки и вот теперь - 10 миллиардов тонн. Люди, которые здесь работали, которые здесь сейчас работают – это люди, совершившие трудовой подвиг и продолжающие его делать сейчас в непростых, очень тяжелых условиях. Все-таки провинция, которая практически произвела более 70 миллиардов баррелей – это даже для мировой оценки очень серьезная цифра. Но и сейчас значение Ханты-Мансийского автономного округа переоценить просто невозможно – это больше половины всей российской добычи, это заметная цифра в масштабах добычи нефти в мире. И в отношении ресурсного потенциала региона, можем со всей уверенностью сказать, что альтернативы тем ресурсам, которые  сейчас скрыты в недрах Ханты-Мансийского автономного округа, просто нет. Потому что по данным наших ученых, по данным оценок прошедшей недавно завершившейся оценки прогнозных ресурсов, основная часть ресурсов категории «Д1» и «Д2» локализованы, нелокализованы находятся в недрах Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь за все это время построена большая инфраструктура, достигнут хороший уровень геологической изученности, однако я при этом совершенно согласен с тем, что некоторое время назад, с точки зрения отчисления средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, мы действительно уделяли не так много внимания этому важному региону. Я совершенно согласен с оценкой, что мы вкладываем федеральных денег мало. А задачи федеральной власти, региональной власти, конечно, готовить и создавать условия для того, чтобы экологическая изученность недр этого перспективного региона повышалась. Потому что наиболее важно, наиболее нужно вводить в разработку месторождения в районах с уже сложившейся инфраструктурой.

Сейчас в соответствии со стратегическими отраслевыми документами все рано порядка половины всей добытой в России нефти в обозримый период, в планируемый период, будет приходиться на Ханты-Мансийский округ. С этим солидарны энергетическая Стратегия и Генеральная схема развития нефтяной отрасли. В пределах 220 миллионов тонн будет добываться здесь, в Югре, и самое важное, что освоение всех тех вещей, оно уже лежит, так сказать, не интенсивно, а экстенсивно, не вширь, а вглубь. Это новые горизонты, новое рубежи, освоение трудноизвлекаемых запасов, это освоение глубоких горизонтов. Уже прозвучало из уст Натальи Владимировны, это и Ачимовскии залежи и Доюрские отложения, это и Бажен, к которому мы сейчас все вместе должны подступиться и начать его вводить в разработку. Новые резервы требуют новых технологий, новые технологии требуют создания, прежде всего, усилия от нас, чтобы мы создавали те условия, когда применение этих технологий было бы выгодным и необходимым для того, чтобы привлечь сюда частный капитал. И уже Александр Валентинович(Новак) говорил о том, какая работа ведется в части стимулирования трудноизвлекаемых запасов. Хотелось бы здесь отметить и наш скромный вклад в том, что, наконец, можно сказать сейчас с уверенностью, что решилась проблема ввода в эксплуатацию новых месторождений на глубоких горизонтах. Буквально недавно завершилось принятие и разработка всех нормативных актов, которые требовались для того, чтобы заработала поправка, касающаяся возможности изменения границ лицензионных участков по глубине и по площади. Вступили в силу поправки в 94 постановление. Мы можем подсчитать разовый платеж за это дело. Такая деятельность уже позволит поставить, ввести в разработку уже стоящие на государственном балансе порядка 900 миллионов тонн нефти. Значительная часть этого приходится на глубокие горизонты Тюменской области. Роснедра уже ведут соответствующую работу, и мы будем всячески это все поддерживать, создавать для этого все необходимые условия.

Однако, являясь представителем Министерства природных ресурсов и экологии, необходимо также отметить, что недра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дали стране, дали миру 10 миллиардов тонн и задача людей и задача нас всех сохранить этот баланс между хрупкой природой региона и продолжающейся эксплуатацией недр. Потому что земля Югры должна оставаться не только краем большой нефти, но и краем чистых озер, краем зеленых лесов. И совместная задача наших  территориальных и федеральных органов - создать все необходимые условия для того, чтобы этот край продолжал приносить нефть и продолжал быть надежной и хорошей базой всех жителей, всех людей, которые здесь живут, работают, рождаются и осуществляют всю необходимую деятельность. Спасибо большое.

***

Н.КОМАРОВА: Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы поработали немного с архивами, хотели получить ответ на то, какая историческая роль органов власти на территории субъекта Российской Федерации. Вот в этом важнейшем деле и натолкнулись на целый ряд архивных документов. Упомяну только некоторые из них. Передо мной материалы 2 окружного съезда Советов Остяко-Вогульского национального округа 1934 год. Здесь в разделе научно-исследовательской работы зафиксировано: «Исключительно большое внимание мы обязаны уделить научно-исследовательской работе. Громадные богатства округа должны быть выявлены, и мы обязаны приступить к их освоению. Каменный уголь – Малый Атлым, нефть – Юган, золото – Сосьва, известь – Сургут, Березово и так далее. Вот чем располагает наш округ». И еще очень важная деталь: «Разработка этих богатств изменяет лицо нашего округа. Поэтому во второй пятилетке на геологоразведывательные и поисковые работы на три оставшиеся года пятилетки мы вкладываем около 4 миллионов рублей». Почти сопоставимо, в этом году 41 миллион рублей. «Но для успеха разведывательских работ этого мало, надо мобилизовать на это дело всю общественность». Вот как ставили вопрос глубоко. «Силы общественности для изучения местного края и даже туристов привлечь к этому главному делу. Пробудить и вовлечь в это дело широкие массы ханты и манси». Всем народом с 1934 года автономный округ занимается этим вопросом. На память о сегодняшней встрече мы один из архивных документов, окрплановский, для вас приготовили,  пусть останется с вами. И я не просто так упомянула об этом, а потому, что хочу предложить взять слово и высказаться своим коллегам, партнерам и не просто партнерам и даже для Татарстана, но и соседям. Прошу Вас, Дмитрий Николаевич (Кобылкин), губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.

Д.КОБЫЛКИН, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа: Уважаемые участники совещания! Югра по праву является лидером нефтедобычи России. За 52 года освоения Югорских недр – 10 миллиардов тонн нефти – это славный труд нескольких поколений нефтяников. На самом деле, добыча черного золота – задача не из простых, но жизненно важная. Именно с ним еще долгий период времени  будет связана геополитическая позиция России. Считаю целесообразным и необходимым разработать комплекс мер, связанный с увеличением эффективности добычи, о чем уже шла речь, в трудноизвлекаемых пластах нефтяных месторождений. На сегодня от гибкости налоговой политики в этом секторе будет зависеть будущее всей нефтяной отрасли. Самое большое богатство в Югре имеется – это высокопрофессиональный человеческий потенциал. Впереди у нас освоение Арктических рубежей России. Уверен, что нам с вами хватит мудрости, сил и потенциала их освоить. Хочу пожелать всем хорошего настроения и успехов.

Н.КОМАРОВА: Спасибо. Прошу, Минниханов Рустам Нургалиевич, президент Республики Татарстан. 

Р.МИННИХАНОВ, президент Республики Татарстан: Мне очень приятно, что я оказался сегодня здесь вместе с вами. Потому что в этих 10 миллиардах есть некая доля и татарстанских нефтяников, которые здесь работали, добывали нефть. Двадцать две тысячи нефтяников здесь работали, до 29 миллионов тонн в год добывали нефти и, я думаю, что и сегодня наши контакты они сохранились. И как для вас, для Татарстана нефтяная отрасль – номер один. И то, что сегодня вы подготовили такой материал, он очень нужный и очень важный. Я хотел бы поздравить всех нас, но особые слова благодарности  нефтегазовым генералам. Все говорят про «нефтяную иглу», но пока все деньги формируются за счет этой отрасли. И я не вижу ничего плохого, потому что для нас нефтяная отрасль - это тот некий локомотив, который тянет всю нашу экономику, всю нашу промышленность, строительство, машиностроение, и главная задача - не говорить о каких-то плохих последствиях, а правильно направить этот ресурс, который есть, Бог нам дал, чтобы он приносил нам пользу. Это очень тяжелый труд. Вы и Ваши коллективы создаете те блага, которые есть в нашей стране. И, конечно, нам очень важно, чтобы эти блага не снижались, и сохранить те позиции, те диаграммы, графики, которые мы показываем. У нас тоже  степень выработанности большая. Надо добывать тяжелую нефть, но без современных технологий это невозможно. В данном случае есть несколько позиций  с учетом того, что здесь и полпред и наш федеральный Министр, без денег это не получится, если будет такая степень налоговая для нефтяной отрасли, конечно, они будут жить, но развития не будет. Все эти новые технологии требуют огромных инвестиций. Мы видим, что американцы сделали по сланцевому газу, другие разработки, гидроразрыв, мы сейчас перенимаем этот опыт. Это все требует больших инвестиций.

И второе. Территория, где идет добыча нефти, они тоже должны жить этим. Если территория получает 9-10% , какая может быть работа? Здесь и люди живут, здесь и инфраструктуру надо создавать и все это как бы переплетено. Поэтому это тоже надо услышать. Ну что такое, мы от НДПИ вообще ничего не получаем. Так как у нефтяников прибыль тоже ограничена, от налога на прибыль мы получаем не так много. То, что сегодня мы обсуждаем, это жизненно важно. Я благодарю Вас за то, что я здесь оказался, услышал. Надеюсь, что мы, регионы, где добывают нефть, есть регионы, где потребляют, но мы, где добывают, мы должны консолидированную свою позицию высказать. Я вас всех поздравляю, нас всех поздравляю с 10 миллиардной тонной нефти. Татарстан 3 миллиарда тонн нефти добыл. Это огромное количество, я думаю, что заслуживают уважения люди, которые работают в этой отрасли. Спасибо.

Н.КОМАРОВА: Владимир Владимирович Якушев, губернатор Тюменской области. Прошу Вас.

В.ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области: Уважаемый Игорь Рюрикович, Наталья Владимировна, Александр Валентинович, уважаемые участники сегодняшнего заседания! Я бы также хотел поддержать моих до этого выступающих коллег. То есть, как бы мы не пытались изобрести какое-то чудо и требовать от нефтяников дополнительных доходов в консолидированные бюджеты как субъектов Российской Федерации, так и в федеральный бюджет, чуда этого не произойдет, если одна из основных отраслей не получит некий финансовый ресурс для своего развития. И здесь у нас опять же нет большого набора инструментов, он практически один этот инструмент – это предоставление каких-то налоговых льгот, послаблений для того, чтобы они могли дальше двигаться и развиваться. Не будет технологического прорыва, не будет ничего. Сегодня это подсчитано давно. За одним работающим на буровой работает четырнадцать в других отраслях экономики. Поэтому мы прекрасно понимаем, кто сегодня служит локомотивом, Рустам Нургалиевич об этом уже сказал, поэтому и машиностроение и сельское хозяйство от этого напрямую зависит. Сложно, конечно, найти баланс интересов, когда у государства есть достаточно большое количество социальных обязательств, которые надо выполнять и, конечно, хотелось бы их выполнить и получить все налоги в бюджет, но все мы прекрасно понимаем, скажем так, что это бюджет текущего развития, но никак не бюджет будущего развития. И если мы не примем позицию, и не подумаем о нашем будущем: как будет развиваться нефтяная отрасль в ближайшие 10, 20, 30 лет, то перспективы не очень хорошие, и опять же сегодня нам это наглядно показали. Речь об этом идет очень д

Связанная фотогалерея:  Совет директоров Югры

Возврат к списку

Предыдущий месяц Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4