Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Флаг автономного округа-Югры

Наталья Комарова: «Законопроект о введении налога на финансовый результат - налоговая новация, которая позволит значительно улучшить инвестиционный климат в нефтяном секторе, усилит валовую налоговую отдачу»

13 марта 2015 19:00

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

Временно исполняющая обязанности губернатора Югры Наталья Комарова приняла участие в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на тему «Налогообложение нефтяной отрасли». В заседании также участвовали представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители научных кругов и крупнейших нефтяных компаний.

Приводим стенограмму выступления врио губернатора Югры Натальи Комаровой:

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Спасибо за предоставленную возможность так глубоко и публично обсудить предложение Законодательного собрания автономного округа, касающегося новой модели налогообложения, как было уже замечено, локомотивной отрасли для Российской Федерации. Мы не видим ничего плохого в том, что нефтяная отрасль и связанные с ней в настоящее время составляют основу экономики Российской Федерации. Более того, делаем все возможное и необходимое для того, чтобы эта отрасль развивалась и люди, которые получают образование и выбирают для себя этот трудовой путь, имели возможность профессионально раскрыться в полной мере.

С учетом снижения мировых цен на нефть и усложнения геологических условий добычи на вновь вводимых в эксплуатацию месторождениях, в среднесрочной перспективе увеличиваются риски не только снижения темпов роста добычи, но и абсолютных показателей добычи. Несколько слов, не буду глубоко заходить в эту сферу, у вас в материалах есть справочные данные, которые мы готовили совместно с экспертами ЗАО «КПМГ». Есть и другие источники, более или менее они, как правило, в оценках сходятся.

По оценкам экспертов, в существующих экономико-фискальных условиях объем добычи в нашем автономном округе может снизиться с сегодняшних 250 до 196 млн. тонн нефти к 2030 году. На это влияют в комплексе ряд факторов, таких как снижение добычи на действующих месторождениях из-за увеличения сложности их разработки, а также отказ нефтяных компаний от ввода в эксплуатацию новых месторождений по причине нерентабельности, необходимости существенного осуществления роста капитальных инвестиций в разработку распределенного фонда недр.

При действующей системе налогообложения средняя себестоимость добычи в расчете на 1 тонну добытой нефти будет возрастать вместе с увеличением доли трудноизвлекаемых запасов в эксплуатируемом фонде недр. К 2030 году увеличение себестоимости добычи по сравнению с текущими уровнями может составить от 50% до 90% в зависимости от характеристик того или иного месторождения.

Как следствие, при сохранении действующей системы налогообложения с учетом фискальных параметров «налогового маневра», а также текущих макроэкономических условий: цены на нефть 50 долл./баррель, мы брали в расчет при курсе 61,5 руб./долл. в период с 2015 по 2030 годы, ожидается снижение годовых налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от нефтегазовых компаний Югры с 3,2 до 2,5 трлн. руб., то есть на 20,5 %.

По состоянию на 1 января 2015 года из распределенного фонда недр в Югре не введен в разработку 71 лицензионный участок. Суммарные извлекаемые запасы нефти на этих участках составляют 618 млн. тонн. Для того чтобы их вовлечь в разработку, нужны капитальные вложения до 2030 года порядка 5,5 триллионов рублей.

Оставаясь в действующих условиях, по нашей оценке, не менее 50% выше названных месторождений в обозримом будущем могут так и не быть введены в эксплуатацию.

Кроме того, потенциал действующей на сегодняшний день системы льгот, привязанных к НДПИ, на наш взгляд, категорически исчерпан. Необходимы прорывные инновации в налоговом администрировании отрасли и таким образом работа с новыми перспективными моделями налогообложения становится необходимостью.

Сегодня, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, совместно с Правительством Российской Федерации, Минэнерго, Российским фондом прямых инвестиций мы работаем над запуском полномасштабного венчурно-инвестиционного «конвейера» в стратегической для страны сфере добычи нефти и связанными с ней отраслями.  Без новых налоговых решений в этой сфере нефтяные технологии не смогут дать нужную для отрасли, бюджетной системы и граждан отдачу. Больше того, на наш взгляд, эти технологии – новые, инновационные, они будут вступать в конфликт с действующей системой налогообложения.

Законопроект, который здесь уже упоминали, который я представляю вам как необходимую данность, это одна из таких налоговых новаций, которая позволит, на наш взгляд, значительно улучшить инвестиционный климат в нефтяном секторе и усилит валовую налоговую отдачу.

Преимуществом налога на финансовый результат перед действующей системой является привязка налоговой нагрузки на бизнес к финансовому результату проекта и, в данном случае, с целью стимулирования увеличения объема добычи нефти и налоговых поступлений.

На примере месторождений, лицензии на разработку которых принадлежат компании «Салым Петролеум Девелопмент», дополнительные объемы запасов, которые могут быть извлечены при изменении налогового режима, с использованием технологий повышения нефтеотдачи, составят более 27 млн тонн нефти.

Опасения, критические замечания против введения налога на финансовый результат в основном сводятся к мнению о том, что формируется риск увеличения потерь бюджета в результате манипулирования налоговой базой и сложностями в администрировании налога. В отношении этого замечу следующее.

Во-первых, снижение налоговых поступлений при существующих экономических условиях неизбежно наступит в среднесрочной перспективе даже при существующей системе налогообложения в результате снижения объемов добычи. Только при сохранении системы без изменений этот процесс может стать необратимым.

Во-вторых, наши предложения включают переходный экспериментальный этап, в ходе которого налог на финансовый результат будет применен к ограниченному числу месторождений – так называемым «пилотным» проектам, для чего выбраны относительно небольшие месторождения.

В-третьих, действующая система налогообложения изначально рассматривалась в качестве временной и переходной. Есть мудрая мысль о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. Я полагаю, что в этом случае, нужно отказаться от этого правила. Это болезненный случай, когда исключение на пользу. Потому что изменившаяся макроэкономическая ситуация требует от нас решительных шагов по переходу к более гибкой и адекватной вызовам системе налогообложения в целях поддержания и повышения объемов добычи, а с ней, я постоянно об этом говорю, потому что это действительно имеет большое значение, а с ней и бюджетных доходов.

В-четвертых, существующая система налогообложения нефтегазовой отрасли уже вынуждено отягощена сложно администрируемыми налоговыми режимами, например, льготами по НДПИ и системой налогообложения при добыче углеводородов на новых морских месторождениях. В этой связи введение налога на финансовый результат не приведет к существенному усложнению механизма администрирования, а, напротив, на наш взгляд, может безусловно повысить его универсальность, открытость и стабильность.

Необходимо отметить, что, рассматривая эффективность применения системы налогообложения на основе финансового результата, мы опираемся и на международный опыт, по сути такие же «пилоты» для нас. Через эволюцию от налоговой нагрузки на добычу к финансовому результату прошли Великобритания, Норвегия, Нидерланды. Переход не только не привел к снижению налоговых поступлений в бюджет, но, напротив, послужил наращиванию темпов добычи нефти в этих странах и увеличил доход государства.

По нашим оценкам, экономический эффект от введения налога на финансовый результат на период с 2015 до 2030 года будет состоять в приросте налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от месторождений Югры, вошедших в состав «пилотных», на 40%, от всех месторождений на территории Югры – на 16% при цене на нефть, предваряя ваш вопрос, 50 долларов за баррель.

В основном, указанный прирост может быть достигнут за счет поддержания объемов добычи нефти на уровне 2014 года и, соответственно, расширения налоговой базы по налогу на финансовый результат и налогу на прибыль.

Кроме этого, рост добычи от применения налога на финансовый результат позволит несколько снизить удельную налоговую нагрузку на бизнес – с 12,8 тыс. руб. до 12,3 тыс. руб. на тонну при новой.

Безусловно, как и в любой другой отрасли, внедрять инновации нужно вдумчиво, ответственно, пошагово. Наша версия законопроекта требует уточнения и формализации порядка перехода налогоплательщиков на НФР; разработки четких критериев оценки пилотного проекта и его распространения на всю отрасль; включения НФР в перечень налогов, которые подпадают под правила трансфертного ценообразования. Однако если уже сейчас экспериментально, на пилотных площадках не обкатывать новую модель, мы усугубляем риски понижающие устойчивость нашей бюджетной системы, ее платёжеспособность. Полагаю, поворачиваться спиной к инновациям было бы недальновидно. Нам требуется справедливое перспективное налогообложение отрасли, при котором интересы граждан и государства максимально защищены и обеспечены.

Мы немного сожалеем о том, что более, может быть, резких новелл не включили в этот законопроект, может быть тогда более пристальное внимание получил бы документ. Во-вторых, может быть, до большего количества специалистов мы смогли бы достучаться, чтобы решение это, все-таки не откладывать, принимать и запускать в эксплуатацию. Надеюсь на вашу поддержку.


Возврат к списку

Предыдущий месяц Следующий месяц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4