Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Флаг автономного округа-Югры

Традиционные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера

Культура обских угров сложилась предположительно к XIV—XVI вв. До этого времени русские люди называли район расселения угорских групп и жителей его — «югрой».

Угроязычные племена составили основу для формирования этносов ханты и манси. Одним из древних видов декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов севера стала вышивка - нанесение узоров или изображения льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, волосом, бисером, монетами и другими средствами на различных тканях, коже, войлоке. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды (воротник, края разреза, часть плеча, обшлага) декорировались цветным бисером. Он не был традиционным материалом для обских угров. В Югру бисер поступал в большом количестве в обмен на меха, рыбу, кедровые орехи из Булгарского государства. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. Украшенные полосы сворачивали в трубочки и, зачастую, хранили несколько лет, прежде чем они становились частью убранства.

У восточных и северных угров хорошо развита художественная резьба по кости. Они использовали рог оленя и лося, редко - мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали. Из кости вырезали крепилки для сухожильных нитей, орнаментировали их точками, кружками, линией сомкнутых треугольников.

В ходу на югорской земле были изделия из бересты: ковши, вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия (круглые и прямоугольные), кузовки, четырёхугольные миски-чуманы и большие заплечные кузова. Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки и каюки, украшенные изображениями зверей и птиц. Некоторые «суда» имели берестяную крышу. Были и челноки, полностью сделанные из бересты.

Главным лесным промыслом оставалась охота на лося и оленя.  Ханты и манси ставили «изгороди» и зверя загоняли в «ловчие ямы». Охотились на лесную и водяную птицу. Всюду было распространено собирательство. В низовьях Оби северные ханты держали домашних оленей.

Характерными чертами религии угров были анимизм и фетишизм. Широко распространен культ «идоложертвенных» деревьев, на ветвях которых развешивали серебро, золото и шелк. При убийстве медведя совершали особые обряды, а клятва на шкуре медведя считалась особенно священной. В каждом «юрте» (семье) имелись свои «особливые болванчики» - домашние боги и фетиши. Были и общепризнанные боги, почитавшиеся целым племенем, а зачастую и несколькими племенами. Их изображения хранились в особых религиозных центрах - в Белогорье, на Сосьве и в других местах.

За последние годы заметно возрос интерес жителей Югры к декоративно-прикладному творчеству, изучению технологий изготовления традиционной одежды обских угров: работе с бисером, вязанию, пошиву традиционной одежды, обработке дерева, бересты. Повышение интереса к национальным видам творчества коренных малочисленных народов Севера связано с их популяризацией на государственном уровне. В Югре проводятся различные мероприятия на эту тему. Например, VIII Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра-2014», который прошел с 10 по 14 июня 2014 года на территории историко-культурного центра «Старый Сургут».  В нем приняло участие 416 человек, за два этапа работы фестиваля посетило более 19000 человек из 17 регионов России и 7 стран Зарубежья: ученые, этнографы, искусствоведы, культурологи, историки, мастера народных художественных промыслов.

 Народное творчество угорских народов донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а их традиционные промыслы и ремесла свидетельствуют о тесной связи с природой, существующей и по сей день.


Возврат к списку