Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Флаг автономного округа-Югры

Интервью губернатора Югры Натальи Комаровой журналу «Турбизнес»

01.09.2014

Интервью губернатора Югры Натальи Комаровой журналу «Турбизнес»

«Увидеть Югру – влюбиться в Россию»

С недавнего времени Ханты-Мансийский автономный округ — Югра обрел новое лицо. Теперь это не только основной нефтедобывающий регион России, но и привлекательная туристическое направление, куда стремятся попасть многие путешественники в поисках экзотики.
Собеседник «ТБ» — губернатор Югры НАТАЛЬЯ КОМАРОВА.

Какое место занимает Югра на туристической карте России? В чем особая привлекательность этого региона для внутреннего и въездного туризма?

Югра находится в центре страны, на границе Европы и Азии, поэтому ее место на туристической карте России — тоже центральное. Этот потенциал еще только предстоит реализовать в полной мере. Наш округ обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами. Югра — родной дом для самобытных малочисленных народов Севера: это ханты, манси и лесные ненцы. На территории автономного округа находятся многочисленные памятники истории и культуры: музеи, театры, археологические комплексы, создана современная инфраструктура для любителей культурно-познавательного, рекреационного и активного отдыха.
Учитывая все это разнообразие, туроператоры Югры предлагают своим клиентам экологические, активные, этнографические, культурно-познавательные, религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности, гастрономические туры, ойл-туры. Всего 290 туристских программ, из них 36 — экологической и этнографической направленности.
Кроме того, в Югре проводятся международные событийные мероприятия: спортивные соревнования, фестивали и форумы, которые привлекают в наш регион не только российских, но и зарубежных туристов.

Какова стратегия развития туристической сферы региона? Расскажите о структуре управления туротраслью, расходах на финансирование развития индустрии гостеприимства в региональном бюджете.

В Стратегии социально-экономического развития Югры на период до 2030 года в числе основных приоритетов выделено создание рекреационного комплекса и содействие развитию въездного и внутреннего туризма. Успешная туристическая отрасль — один из залогов высокого качества жизни для всех югорчан. Это транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли.
Развитие туристической отрасли Югры базируется на программно-целевом методе. Для этого у нас принята программа «Развитие культуры и туризма в Югре на 2014–2020 годы».
Развитие туризма в Югре также рассматривается как одна из точек роста для отдельных территорий. В пяти муниципальных образованиях округа приняты программы, направленные на развитие внутреннего, въездного, а также этнографического туризма.
Консолидированный бюджет, запланированный на развитие инфраструктуры туризма в Югре в нынешнем году, составляет около 60 млн рублей.

Можно выделить приоритетные виды туризма в Ханты-Мансийском автономном округе?

К числу приоритетных, самых востребованных и перспективных видов туризма мы относим событийный, деловой, экологический и этнографический, а также активный отдых.
Этому способствуют рекреационные и социально-экономические особенности нашего региона.
Крупные города Югры — Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск — развиваются как центры деловой активности региона. Ежегодно в округе проводятся форумы, конгрессы, специализированные выставки российского и международного уровня. Для их проведения созданы все возможности: современные конференц-залы, хорошая транспортная инфраструктура, отели, соответствующие требованиям бизнес-туристов. Наша основная выставочная площадка — Конгрессно-выставочный центр «Югра-Экспо» в Ханты-Мансийске. Именно там проходят крупнейшие выставки и форумы, такие как «Товары земли Югорской», «Образование Югры», «Югорский промышленный форум», а также яркое событие в сфере туризма — ежегодная туристская выставка-ярмарка «ЮграТур».
Популярны среди туристов этнографические туры, которые позволяют соприкоснуться с укладом жизни потомков древних обских угров, пожить в чуме, научиться запрягать оленя и управлять нартами, отведать строганину и патанку. Культура коренных малочисленных народов Севера также представлена в этнографических музеях округа, где проводятся национальные праздники и обряды, такие как «Вороний день», «День трясогузки» и другие.
Активные и экологические путешествия становятся сегодня все более привлекательными. На территории Югры расположены 26 особо охраняемых природных территорий. Природные парки организуют краеведческие экскурсионные программы по экологическим тропам, позволяющие детально изучить флору и фауну Югры, познакомиться с многочисленными объектами историкокультурного наследия.
В последние годы в России и в мире в целом вырос интерес к Западной Сибири, к истории нашего региона, в связи с тем, что здесь добываются основные объемы российской нефти. На основе истории освоения и развития Западно-Сибирской провинции реализован специализированый познавательный проект, рассказывающий о жизни и деятельности первопроходцев — геологов, нефтяников, газовиков, строителей. Он называется «Звездные меридианы Югры: Ойл-туры». Такой тур включает в себя посещение нефтедобывающих предприятий. Туристов обучат нефтяному делу, продемонстрируют, как добывается «черное золото», расскажут о нефтяной истории освоения Сибири. Каждый гость увезет с собой сувенир — капельку нефти.

Какова роль событийного туризма в развитии туриндустрии региона?

Событийный календарь Югры очень насыщен и заслуживает отдельного упоминания. Он включает международные и российские культурные, а также спортивные мероприятия. Это чемпионаты мира и России по биатлону, Съезд Дедов Морозов и Снегурочек, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Фестиваль «Самотлорские ночи», Международная экологическая акция «Спасти и сохранить», международные соревнования по биатлону и шахматам, Всемирная шахматная олимпиада, игры Континентальной хоккейной лиги, Международные соревнования по конкуру CSI 3* «Кубок Югры», Всемирный конгресс финно-угорских народов.
С 25 декабря 2014 года по 10 января 2015 года
Ханты-Мансийск уже во второй раз станет «Новогодней столицей». В это время здесь пройдет «Фестиваль новогодних традиций».

Какова динамика развития сферы туризма в регионе? Можно назвать основные показатели туристической отрасли по итогам 2013 и первого полугодия 2014 года?

Количество туристических предприятий, действующих на территории автономного округа, ежегодно увеличивается. На 2014 год их число составляет 148, из них 16 туроператоров. Объем оказанных туристских услуг также неуклонно растет. В 2013 году он превысил 1,444 млрд рублей, что больше показателей 2012 года на 90%.
В 2013 году к нам приехало 463 тысячи туристов, в этом году мы планируем вплотную приблизиться к полумиллионной отметке. Предварительные данные позволяют делать такие прогнозы.

В чем заключается потенциал туристско-рекреационной базы Югры и каковы проблемы его использования?

Важный момент в развитии индустрии туризма — наличие инфраструктуры. Здесь нам еще предстоит многое сделать. Это касается строительства и модернизации отельной сети, предприятий обслуживания и питания и в первую очередь развития транспортных схем на труднодоступных территориях региона. На приграничных территориях Югры находится достаточное количество географических (высшая точка Урала — гора Народная, 1895 м, альпийский рельеф Приполярного Урала с пиками, отвесными стенами и ледниками), геологических (месторождения бурого угля и золота в районе Северного Урала, месторождения кварца в районе Приполярного Урала), культурно-исторических (древние стоянки человека в районе Салымских озер, озера Нумто, в районе Сибирских Увалов), этнографических (остатки древних городищ и поселений, священные места манси, ханты, ненцев, родовые угодья современных жителей Югры) и других туристских объектов. Добраться к ним сейчас непросто. Преимущественно передвигаться приходится по воздуху или по воде. С другой стороны, ограниченная транспортная доступность делает эти места настоящей туристической жемчужиной, так как они полностью сохранили свой первозданный облик.

Как можно оценить состояние гостиничной базы региона и перспективы ее развития?

Количество гостиниц в Югре на протяжении последних трех лет стабильно увеличивается. Сейчас их в регионе 164. Состояние гостиничной базы улучшилось, появились новые предприятия размещения, были реконструированы действующие. Наши гостиницы ориентированы на разные категории туристов, действует гибкая ценовая политика, разработаны специальные тарифы и скидки.
В настоящее время стремительно развивается частный сектор, появляются средства размещения экономичного и среднего ценового диапазона, которые отличает современный уровень комфорта. Увеличение емкости объектов данного типа становится главной предпосылкой для развития внутреннего туризма.
В дальнейшем нам предстоит работа по созданию сети отелей, соответствующих международным стандартам, с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Как осуществляется поддержка инвестиционной деятельности в сфере туризма? Приведите примеры успешных инвестиционных проектов на территории Югры.

У нас предусмотрена грантовая поддержка субъектов туристской индустрии. По итогам конкурсов 2011-2013 годов на территории региона реализуются 24 туристских проекта.
Так, в Березовском районе за счет государственной поддержки развивается проект «Этнографическая деревня «Сорни Сэй», он предлагает круглогодичный прием туристов с проведением мастер-классов по изготовлению сувенирной продукции в собственных мастерских. В Нижневартовском районе успешно реализуется проект «Стойбище «Карамкинское», его инициаторы сотрудничают с ведущими туроператорами Югры. Здесь можно познакомиться с укладом жизни обских угров.

Какие проекты государственно-частного партнерства являются перспективными для региона и находятся в разработке?

Выделю два из них. Первый — строительство термального комплекса «Югорская Долина», расположенного в экологически чистой зоне сибирской тайги на территории отеля Cronwell Resort «Югорская Долина». На сегодняшний день в отеле уже работает велнес-центр, есть крытый бассейн и банный комплекс. Гостиничный комплекс укомплектован современным медоборудованием и располагает высококвалифицированным медицинским персоналом. На протяжении нескольких лет здесь предоставляются оздоровительные услуги на основе использования природных лечебных ресурсов региона и минеральной воды из артезианской скважины. В 2014 году отель Cronwell Resort «Югорская Долина» начал реализацию санаторнокурортных услуг.
Еще один инвестиционный проект — культурно-туристский комплекс «Ворота в Югру», расположенный в шести километрах от Югорска, на федеральной трассе «Пермь — Ханты-Мансийск — Томск». Комплекс предполагается создать на базе этнографического музея под открытым небом «Суеват пауль». Он будет включать этнодеревню, гостиничный комплекс, экологические тропы, таежный зоопарк и даже таежный театр.

Как туристические бренды Югры используются для повышения популярности региона в России и за рубежом и дополнительного привлечения туристов?

Сегодня сама Югра стала своеобразным брендом, сочетая в себе такие уникальные историко-культурные и природные ресурсы как богатая история, нетронутая природа, живая культура обских угров, исторические и архитектурные памятники, а также натуральные дары природы, которые стали настоящими гастрономическими брендами нашего региона. Это продукция, выпущенная под маркой «Сделано в Югре» — сосьвинская сельдь, стерлядь, кышикский чебак, кондинский гриб, кедровые орехи, брусника и клюква.
Жемчужиной Югры являются удивительные по красоте горы Северного и Приполярного Урала с самой высокой точкой Уральского хребта — горой Народная, большим количеством горных рек, неповторимыми и разнообразными ландшафтами, лесными зонами, богатым животным миром, уникальным растительным покровом.
Здесь особой популярностью пользуются пешие, пеше-водные, экстремальные, спортивные туры. Треккинг в районе горы Народной интересен еще и тем, что его можно совместить со сплавами по горным рекам. На самой вершине горы сложена пирамида, в которой находятся записки прежних покорителей Народной. Недавно их число заметно увеличилось.
В августе нынешнего года состоялась первая Югорская туристическая экспедиция «Народная 2014». Восхождение объединило студентов, воспитанников детских домов Югры, жителей и гостей автономного округа, представителей молодежных организаций, общественных деятелей и работающую молодежь. Оно стало самым массовым за всю историю. По итогам экспедиции были разработаны и утверждены пять туристских маршрутов: пеший, на квадроциклах, на велосипедах, на лодках и катамаранах и на вертолете. По ним теперь смогут пройти и другие путешественники.
Югра отличается таким разнообразием, что даже самый искушенный турист, который приедет сюда, не найдет времени, чтобы скучать или искать что-то большее. Добро пожаловать в наш автономный округ и помните о нашем туристическом девизе: «Увидеть Югру — влюбиться в Россию».

Врезки:

В 2013 году Югра  приняла 463 тысячи туристов. Ожидается, что по результатам 2014 года турпоток в регион достигнет отметки в полмиллиона человек.

Реализован специализированый познавательный проект «Звездные меридианы Югры: Ойл-туры». Программа включает посещение нефтедобывающих предприятий. Туристов обучат нефтяному делу, продемонстрируют, как добывается «черное золото», расскажут о нефтяной истории освоения Сибири. Каждый гость увезет с собой сувенир — капельку нефти.

Сегодня Югра стала своеобразным брендом, сочетая в себе такие уникальные историко-культурные и природные ресурсы, как богатая история, нетронутая природа, живая культура обских угров, исторические и архитектурные памятники, а также натуральные дары природы, которые стали настоящими гастрономическими брендами нашего региона – сосьвинская сельдь, стерлядь, кышикский чебак, кондинский гриб, кедровые орехи, брусника и клюква.

Консолидированный бюджет, запланированный на развитие инфраструктуры туризма в Югре в нынешнем году, составляет около 60 млн рублей.

 

http://www.tourbus.ru/archive/111.html


Возврат к списку